Психологи МГУ установили: дошкольников нужно учить многоразрядным числам
Правильное чтение дошкольниками двузначных и трехзначных чисел служит важным показателем развития математических представлений детей, установили исследователи из МГУ, 18 августа пишет пресс-служба университета.
Исследование, проведенное сотрудниками кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ при поддержке Научно-образовательной школы (НОШ) МГУ «Мозг, когнитивные системы, искусственный интеллект», было направлено на изучение природы и развития у детей фундаментального символического числового навыка.
Результаты исследования ученые представили в статье «Что детские ошибки в назывании чисел говорят нам о раннем понимании многозначных чисел», опубликованной в Journal of Experimental Child Psychology.
Согласно принятой в России программе дошкольного образования детей знакомят только с числами от 0 до 20. При этом в окружающем их мире дошкольники, сталкиваясь, например, с номерами на машинах или ценниками в магазинах, обычно уже к 5 годам довольно хорошо разбираются в трехзначных цифрах.
Проведенное психологами МГУ исследование показало, что уже в дошкольном возрасте необходимо уделять внимание изучению трехзначных чисел, поскольку это помогает детям лучше понять разрядный состав числа.
Завкафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Александр Веракса пояснил:
«Правильное понимание разрядного состава чисел дошкольниками в дальнейшем поможет им легче научиться выполнять различные арифметические действия с двузначными числами в начальной школе, что является фундаментом для успешного освоения школьной программы по математике и другим предметам».
Сначала исследователи изучали возрастные изменения точности называния чисел и типов ошибок, которые совершают дети в возрасте от 4 до 6 лет. Следующим этапом стало устанавление связи точности называния двузначных чисел с концептуальным пониманием у ребенка структуры числа.
В исследованиях проводился качественный анализ и категоризация ошибок, допущенных детьми при назывании чисел. Были выделены два типа ошибок. Это синтаксические ошибки, связанные с составом числа, — когда ребенок, например, называл цифры в числе по порядку их написания: «21 — два, один». И лексические, несвязанные с составом числа, например, замена названия одной цифры названием другой, когда ребенок сказал «двадцать пять» вместо «двадцать три».
Ученые установили, что с возрастом точность чтения чисел улучшалась в основном за счет снижения частоты синтаксических ошибок. Было отмечено, что мальчики делали таких ошибок меньше, чем девочки.
Доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Дарья Бухаленкова отметила, что задания на чтение с листа и идентификацию чисел являются наиболее диагностичными: дети при чтении многозначных чисел допускали больше ошибок, чем при их написании, когда им их диктовали.
«Этот результат связан с особенностями русского языка, в котором содержатся подсказки о разрядном составе числа (например, „триСТА пятьДЕСЯТ один“). Написанные на бумаге числа не дают лингвистических подсказок о числовом составе, что делает задачу чтения более сложной», — пояснила психолог.
Отсюда вытекает необходимость учета не только правильности выполнения детьми заданий на письмо и чтение чисел, но и их ошибок, а также важности использования для развития у детей понимания разрядной структуры числа вспомогательных речевых подсказок, считает Дарья Бухаленкова.
Проведенное исследование показало, что наилучшим показателем умения детей представлять структуру многоразрядных чисел является частота синтаксических ошибок при чтении чисел. Она является более значимым фактором, чем частота лексических ошибок или общая успешность выполнения задания, отражающая все виды допущенных ребенком ошибок.
Поэтому именно анализ синтаксических ошибок, допускаемых ребенком при чтении чисел, может использоваться исследователям и педагогам для выявления детей, которым нужна помощь в развитии у них понимания разрядной структуры числа, считают исследователи.