Студентам в Кембридже предложили «деколонизировать слух»

Йозеф Мелер. Портрет Людвига ван Бетховена
Йозеф Мелер. Портрет Людвига ван Бетховена

Кембриджским студентам-музыкантам теперь придется «деколонизировать слух» и рассматривать классический музыкальный канон как «имперский феномен», сообщила 7 мая газета The Telegraph.

Произведения таких композиторов, как Вольфганг Амадей Моцарт и Джузеппе Верди, преподаются в связи с такими темами, как европейский империализм и ориентализм, поскольку музыкальный факультет проводит работу по «деколонизации учебных программ».

Студентов, изучающих курс под названием «Деколонизация слуха», учат рассматривать прослушивание звука в «постколониальном» ключе, в то время как часть курса под названием «музыка, власть, империя» исследует, как классический репертуар является порождением среднего класса и империи.

Музыкальный факультет согласился предлагать предупреждения о содержании перед преподаванием «потенциально тревожных» тем, согласно внутренним документам, после того, как эти предупреждения были запрошены студентами.

Согласно руководству по курсу «Деколонизации слуха», студенты будут изучать, напрмиер, как музыкальный репертуар может быть «причастен… к проектам империи и неолиберальной системы власти». Студенты также узнают, как «Империя… повлияла на наше понимание того, что представляет собой „музыка“» и как «такие жанры, как опера, кажутся особенно восприимчивыми к расовым представлениям».

В справочнике для студентов на 2021–2022 годы говорится, что студенты узнают, как «концепции музыкальной ценности среднего класса XIX века привели к созданию канона европейских шедевров».

В обзоре курса добавлено, что этот канон игрался для «музыкального истеблишмента, который служил патриархату, классовым устремлениям и имперской экспансии» и при этом наслаждался этой музыкой и покровительствовал ей.

Рекомендуемая литература цитирует «Аиду» Верди в качестве отправной точки для изучения этих вопросов, а курс «Деколонизация слуха» использует произведения Моцарта в качестве примера «музыкальной экзотики», а информация о курсе добавляет, что Игоря Стравинского и Джона Кейджа можно изучать в отношении «музыкальное присвоение».

Согласно внутренним документам, содержание курса было названо подходом к «деколонизации учебной программы» — подходом, который получил широкое распространение как средство предлагать разнообразные и современные курсы разнородным современным студентам.

Однако документы показали, что студенты выражали обеспокоенность по поводу аспектов истории музыки, которые им преподавали, и просили распространить предупреждения о содержании на всех музыкальных факультетах. Было решено, что «потенциально неприятные» или «потенциально тревожные» темы будут отмечены в будущем перед семинарами, занятиями и рассмотрением докладов.

В музыкальном справочнике на 2021–2022 годы также содержится призыв к преподавателям проверять установленные списки для чтения на предмет расовых предубеждений и учитывать такие расовые предубеждения, делая комплименты ученикам.

Подход Кембриджского университета последовал за переоценкой музыки в разных учреждениях после протестов Black Lives Matter, когда Королевский музыкальный колледж обязался изучить инструменты, сделанные из материалов «колониализма», и сделать свою классическую учебную программу более разнообразной.

Профессор Оксфордского университета также предположил, что нотная запись является «колониалистской», на фоне внутренней дискуссии по вопросу о «соучастии» учебной программы в превосходстве белых.

Осенью прошлого года профессор Пол Харпер-Скотт уволился со своей должности в колледже Ройал Холлоуэй Лондонского университета в знак протеста против «догматического» отношения к деколонизации в университетах, который предусматривал отказ от изучения Бетховена и Вагнера.

Комментарий редакции

Ометим, что нарастающее на Западе безумие не ограничилось отказом от русских композиторов, что, безусловно, обедняет их культуру, а не нашу. Безумное стремление к «разнообразию» и «деколонизации» вынуждает ведущие университеты Запада отказываться от Бетховена, Вагнера, Верди, Моцарта.

Но мало отказа от музыкальной классики, уже и нотная запись оказывается плохой, и ее, по-видимому, широким массам преподавать не будут. Это, напомним, после того, как начались гонения на Шекспира и других классиков британской литературы.

Если на Западе все продолжит идти, как идет, то Россия может остаться единственной наследницей всей западной культуры.