Калининградская неделя: «сшивка культур» продолжается
Калининградская область: на культурном форуме обсуждается реализация национального проекта «Культура», общественники «сшивают» Карамзина и Канта, а православные озаботились десоветизацией.
2 марта в курортном Светлогорске впервые прошел «Балтийский культурный форум». На нем обсуждалась реализация нацпроекта «Культура». Открывал форум глава региона Антон Алиханов.
Напомним, главная региональная составляющая нацпроекта «Культура» — создание в Калининграде по поручению президента Владимира Путина так называемого культурного кластера. Речь идет о проекте «Музейный квартал» на площади более 600 га в центре Калининграда. Это сеть объединенных общей навигацией экскурсионных маршрутов, культурных и туристических объектов.
Часть объектов уже есть:
— Восстановленный в 90–х годах в сотрудничестве с немцами из землячества «Кёнигсберг» Кафедральный собор на острове Канта — «духовный центр Восточной Пруссии»;
— Музей изобразительных искусств. После войны капитальное здание было отремонтировано, в нем долгие годы работали многочисленные художественные коллективы Дома культуры моряков. Теперь коллективы выселены на задворки, а отданное под музей здание упорно именуется «биржей» — согласно тому назначению, которое оно выполняло «при немцах»;
— Китчевый новодел в «ганзейском» стиле под названием «Рыбная деревня»;
— Воссозданная Кёнигсбергская синагога с музеем толерантности;
— Музей Мирового океана с его подразделениями.
В планах — восстановление немецкой «Янтарной мануфактуры». Здание принадлежало ранее министерству обороны, теперь пустует и разрушается.
Также на Октябрьском острове в окрестностях нового стадиона должны быть построены филиалы крупнейших государственных российских музеев и Большого театра, образовательные учреждения при них и сопутствующая «культурная» инфраструктура: центр реставрации, фондохранилище и прочее. Предполагается, что таким образом Октябрьский станет центром культурного притяжения и для европейских соседей.
Как ранее выразился министр регионального правительства Андрей Ермак, в результате реализации планов по созданию кластера должна произойти «сшивка культур» — европейской и российской.
Отметим, что обустройство центра Калининграда (территориально входящего в будущий Музейный квартал) уже многие годы является темой горячих дискуссий: восстанавливать или нет немецкую историческую застройку, сносить или не сносить так и не введенный в эксплуатацию Дом Советов (который, по утверждению теперь уже бывшего главного архитектора Калининграда Вячеслава Генне, настолько прочно построен, что выдержит попадание ядерной бомбы), что делать с остатками тевтонской цитадели — Королевского замка — и так далее.
В пору губернаторства Николая Цуканова проект «Сердце города», авторы которого вместе со своими немецкими друзьями мечтали о сносе Дома Советов и восстановлении замка, вплотную подошел к своему практическому воплощению. С началом в 2016 году губернаторства Антона Алиханова проект, как казалось, был отклонен, а его вдохновители отодвинуты от административных рычагов.
Но вот в ходе Балтийского культурного форума Алиханов вновь поднял тему. Он напомнил о победившем в архитектурном конкурсе 2015 года проекте «Пост-замок», предусматривающем восстановление западного и восточного флигелей замка. Теперь уже в контексте «Музейного квартала» и в рамках проекта «Россия — моя история» Патриаршего совета по культуре.
Напомним, идея Патриаршего совета заключается в том, что история России с самых древних времен и по настоящее время должна быть представлена в федеральной сети мультимедийных исторических парков. Сейчас их по стране построено около двадцати. Оператором выставок является Фонд гуманитарных проектов, во главе экспертного совета которого стоит епископ Тихон (Шевкунов). В 2013 году в Москве прошла первая выставка, посвященная династии Романовых. Далее последовали выставки «Рюриковичи» и «XX век. 1917–1945. От великих потрясений к Великой Победе».
Отметим антисоветский пафос проекта «Россия — моя история». Идеологию двух первых выставок можно было бы коротко обозначить как «Россия, которую мы потеряли» — название перестроечного сериала режиссера Станислава Говорухина, ставшее крылатой фразой и символом безудержного мифотворчества.
Выставка «XX век. 1917–1945. От великих потрясений к Великой Победе» логично продолжает две предыдущие. Она повествует об экономических достижениях и военной победе советского народа как о «победах вопреки» — вопреки советскому руководству.
Вопрос: Восточная Пруссия (нынешняя Калининградская область) оказалась в составе СССР «вопреки» советскому руководству? А также «вопреки» подписанным по итогам Второй мировой войны Иосифом Сталиным документам? «Партнеры», мечтающие переписать итоги той войны, аплодируют. Такая «сшивка культур» им не может не нравиться.
Православные за десоветизацию?
Калининградская общественность, причем как либеральная, так и как бы «традиционалистская» — православная, также воодушевлена перспективами «сшивки».
Руководитель Духовно–просветительского центра Калининградской митрополии протоиерей Георгий Урбанович, известный своей яро антисоветской позицией, проводит со школьниками учебно–познавательные экскурсии по древней тевтонской кирхе — Свято–Никольскому православному монастырю. «Прочные династические связи, связавшие два народа» — в центре внимания, а о победах (и вообще о каких–либо инициативах) самих народов «вопреки» династиям, естественно, и речи быть не может.
Надо сказать, что антисоветизм самого радикального толка в митрополии процветает. Для священнослужителей тем же Георгием Урбановичем ранее были организованы курсы повышения квалификации. Среди лекторов — автор «мема» «победобесие» (широко употребляемого и в либеральной среде), почитатель Власова протоиерей Георгий Митрофанов (профессор Санкт–Петербургской духовной академии).
Так что сбор подписей в храме Успения Пресвятой Богородицы районного города Гусева под обращением с требованием убрать памятник Ленину с городской площади неожиданностью не стал (информация об этом появилась также на этой неделе).
Некоторым священнослужителям Калининградской митрополии не дают покоя лавры украинских униатов–бандеровцев? Они считают нормальным сочетать духовное служение с политической деятельностью?..
Впрочем, у о. Георгия Урбановича есть ответ: именно «советское идеологическое наследие» не позволяет Калининградской области стать «форпостом русской культуры и духовности». Такую точку зрения он ранее обозначил на заседании реготделения Всемирного русского народного собора. Немецкое наследие позволяет (еще бы, «династические связи»!), а советское — нет.
Огромная благодарность о. Георгием высказана также ректору БФУ Андрею Клемешеву — за «формирование в Калининграде нового философского языка, свободного от советских идеологических штампов». Да, действительно, научный мейнстрим университета «победобесием» не страдает.
Принимают ли во внимание деятели, подобные Георгию Урбановичу, опасность пересмотра итогов войны, в результате которого Калининградская область неизбежно «уплывает» из России? Их ничему не учат последствия развала канонической территории, каковой для РПЦ являлся СССР — все эти «томосы» и «автокефалии»?
Пересмотр итогов — это и есть декоммунизация–десоветизация, за которую они так активно ратуют, вместе со своими либеральными единомышленниками. При поддержке священноначалия и региональных властей.
О либеральном крыле этого «культурного» консенсуса
Калининградский фонд культуры начал очередной проект, оплаченный федеральным грантом — «Чаепитие с Карамзиным». Карамзина в данном случае «сшивают» с Кантом. Отметим, что Калининградский фонд культуры — соучредитель организации «Друзья Бобового короля», продолжающей, как заявляется её участниками, традицию кантовских застолий — в плотном взаимодействии с «Друзьями Канта и Кёнигсберга» из Германии.
Автор проекта «чаепития» Лада Сыроватко — одна из основательниц и многолетних активистов организации студентов и преподавателей местного университета (ранее Калининградского государственного, ныне — Балтийского федерального им. Канта) «Молодежь за свободу слова». Эта НКО с самого своего основания — начала 90–х годов — активно продвигала в регионе прогрессивные западные ценности на средства зарубежных фондов: фонда Сороса, USAID, ЮНИСЕФ и прочих «друзей» России.
Расширенное заседание комиссии по культуре региональной общественной палаты прошло 27 февраля. Тема всё та же: «сохранение исторического и духовного наследия». В качестве исторического и духовного наследия рассматриваются ангары на Балткосе (о которых мы рассказывали ранее) и два отслуживших свой век немецких моста.
Один из них — ранее никому не нужный аварийный мост на улице Дачной, снос которого предусмотрен проектом строительства автодорожной магистрали. Второй — находящийся в предаварийном состоянии, но пока действующий двухэтажный автомобильно–железнодорожный мост через реку Преголю.
Наиболее жаркие дискуссии вызвала судьба двухэтажного моста, построенного в 1926 году.
Ранее предполагался его снос и строительство на этом месте двух отдельных мостов — железнодорожного и автомобильного. Общественники категорически возражают. Они не желают считаться с тем, что мост мешает прохождению судов, кроме того, в этом «узком месте» городской транспортной системы постоянные плотные пробки, а грузовой транспорт зачастую просто не вписывается в проем и застревает (поэтому проезд крупных фур по мосту запрещен). И вообще: «Город в первую очередь для пешеходов, а потом только для автомобилей!».
Основной доклад в защиту моста зачитывает Евгений Мосиенко, член областного клуба краеведов, член клуба «Народный экскурсовод».
Ради сохранения моста общественник готов апеллировать и к «памяти о подвиге советских солдат», а также «таланту советских инженеров», как ни странно это звучит. «Наследие — это смыслы», а не «здание или сооружение», — пафосно заявляет Мосиенко.
Отметим, что проект «Народный экскурсовод» осуществляется на грант фонда Елены и Геннадия Тимченко. Его цель — популяризация «исторического наследия» и истории в ходе городских экскурсий. Как показывает практика, в основном исключительно немецких.
Также «Народный экскурсовод» — один из проектов НКО «Фонд местного сообщества Калининград». Фонды «местных сообществ» — это международная сетевая структура, её «маточная» организация находится в США. Калининградская НКО действует с 2003 года за счет грантов иностранных фондов, а также грантов, полученных в рамках международных программ регионального и приграничного сотрудничества. Для осуществления своих проектов привлекает волонтеров при содействии регионального агентства по делам молодежи.
О каких смыслах идет речь?
На примере событий всего лишь одной недели хорошо видно, что «сшивка культур» на территории Калининградской области происходит по лекалам европейских партнеров, цель которых — пересмотр итогов Второй мировой войны и исключение России из состава держав–победительниц.
Средства на это щедро выделяются как Европейским Союзом, так и российской стороной — в том числе под предлогом патриотического и духовно–нравственного воспитания. А также необходимости развития туризма и укрепления взаимодействия с соседями. У которых, заметим, русофобия давно стала основой государственной политики.
За три прошедших десятилетия «партнеры» воспитали в регионе целую когорту хорошо организованных и консолидированных «агентов перемен», умеющих навязать свою точку зрения властям. Или такой общественный активизм призван просто прикрыть «общественным мнением» принятые где-то во властных кабинетах решения?
28 февраля, в ходе заседания комиссии по местному самоуправлению городского Совета Калининграда, стало известно о сумме, выделенной для подготовки калининградских памятников и воинских мемориалов к 75-й годовщине Победы. Сумма оказалась в пять раз меньше той, что выделялась с теми же целями для подготовки к 70-летию: 13 млн и 70 млн рублей соответственно.
Вот такие «смыслы»…