В Чатал-Хююке были важны не родственные связи, а что-то другое

обсидиановое зеркало из Чатал-Хююка

Родство в знаменитом поселении Чатал-Хююк, существовавшем 8,5 тысяч лет назад, играло второстепенную роль, считает Мацей Чиленски, генетик из университета Адама Мицкевича в Познани, сообщает 15 мая Science in Poland.

Такой вывод он сделал на основании проведенного под его руководством исследования ДНК древних жителей Чатал-Хююка — одного из древнейших в истории неолитических поселений.

Чатал-Хююк находится на территории Турции, на Анатолийском плато. В рамках исследования были проанализированы останки почти 40 человек.

«На данный момент мы знаем, что мертвые, похороненные под одним домом, не были связаны по материнской линии. Например, в случае детей, найденных под полом, женщины, похороненные рядом с ними, не были их матерями. Мы не знаем, были ли они связаны еще каким-либо образом», — пишет Чиленски.

Дома, примыкавшие стенами друг к другу, были хорошо спланированы, имели кладовые и очаги. Входили в них через отверстие под крышей по приставной лестнице. Столбы, центральные опоры и балки были деревянные, всё остальное — из необожжённого кирпича. Стены и пол жители поселения обмазывали глиной, тщательно заглаживали и окрашивали красной краской.

реконструкция дома в Чатал-Хююке
Чатал-Хююкевдомареконструкция

Генетик отмечает, что ядерные геномы сохранились плохо, из-за чего их изучение на данный момент практически невозможно. Однако митохондриальная ДНК, передающаяся только по женской линиии, сохранилась лучше и вполне поддается исследованию.

модель дома
домамодель

«Тем не менее, митохондриальные геномы в сочетании с результатами, полученными антропологами, работающими на раскопках, дают основания предположить, что социальная структура Чатал-Хююка была более сложной, чем можно было ожидать, и биологическое родство может играть в нем второстепенную роль», — считает ученый.

Изображение: tps://www.khanacademy.org
реконструкция фресок с грифами в музее Чатал-Хююка
Чатал-Хююкамузеевгрифамисфресокреконструкция

Археологами на сохранившихся «фресках» были обнаружены изображения явно людей и нападавших на них громадных хищных птиц с распростёртыми крыльями.

Историки считают, что похоронный обряд у жителей Чатал-Хююка состоял из двух частей: приношения тела покойного грифам и дальнейшего погребения костей под полом дома.

ритуальная платформа с нишами-алтарями
нишами-алтарямисплатформаритуальная

Захоронения делали под лежанками и полами домов. В могилы мужчин клали деревянные сосуды, оружие, рядом с женщинами — косметические наборы с красками. Воинов погребали в шкурах леопардов.

скульптура из Чатал-Хююка
Чатал-Хююкаизскульптура

Помимо того, что исследование обнаружило отсутствие родства между похороненными в одном доме людьми, также выяснилось, что генетически все эти люди были близки к народам Мраморного моря. Именно этот анатолийский регион сыграл важную роль в неолитической революции — переходе от собирательства и охоты к сельскому хозяйству и животноводству.

«Время начала неолита в обоих регионах и сходства в материальной культуре могут указывать на то, что население Центральной Анатолии или близкие к ним группы участвовали в неолитической революции в регионе Мраморного моря», — отметил Чиленски.

палеолитическая венера
венерапалеолитическая

Напомним, исследование петроглифов на камнях побережья Австралии показало, что аборигены зарисовали военный британский корабль XIX века, капитаном которого был Филипп Паркер Кинг.

Читайте также: Пропажа Стоунхенджа, японские сани, Тутанхамон и тайная комната Сфинкса — археология за неделю