Надо запретить зарубежное финансирование национальных стратегий — юрист
Совет Европы оплатит семинар в Екатеринбурге по борьбе с насилием в отношении женщин, заявила кандидат юридических наук, эксперт Общественного уполномоченного по защите семьи в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Анна Швабауэр 16 января на круглом столе, посвященном обсуждению законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия».
Эксперт представила результаты юридического анализа обсуждаемого законопроекта, рассказала о негативных последствиях после его принятия, а также об истоках внедрения в России нового понятия о насилии и финансировании этого внедрения.
Читайте также: В Петербурге раскритиковали законопроект о насилии над семьей
По словам эксперта, признаки «психических» страданий, о которых идет речь в определении понятия семейно-бытового насилия, данного в законопроекте, уже прописаны в методических материалах, внедряемых на разных уровнях. После принятия закона любая семья может попасть по этим признакам в разряд неблагополучных.
Так, Швабауэр отметила, что Минтруда рассылает в регионы рекомендации применять материалы Национального фонда защиты детей от жестокого обращения. В одной из методичек в качестве основания для отбирания ребенка на основании жестокого обращения с ним указаны такие факты, как то, что родитель негативно настроен к ребенку или нереалистично оценивает его способности. Оценивать эти факты должны социальные работники.
Названный фонд ранее сотрудничал с USAID — финансируемым из бюджета США американским агентством международного развития в целях продвижения национальных интересов США в других странах. Среди официальных партнеров фонда на сайте значатся американские организации, а также ЮНИСЕФ — Детский фонд ООН, проекты которого в России были давно закрыты.
В качестве примера продвижения нового понятия насилия на региональном уровне юрист привела порядок межведомственного взаимодействия органов по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, принятый в Петербурге в 2016 году и во многом цитирующий документы методичек международной организации «Врачи — детям», которая также финансировалась USAID.
Этим регламентом уже в отсутствие федерального закона введено понятие психологического насилия. Таким насилием считается воздействие на ребенка, в том числе однократное, при котором у ребенка нарушается эмоциональное развитие или поведение.
Как указала Швабауэр, это значит, что если в ответ на наказание родителей ребенок плохо себя ведет, то это нарушилось поведение, следовательно, совершено психологическое насилие. Согласно регламенту, психологическое насилие может выражаться в угрозах в адрес ребенка без применения физической силы. Под такое определение попадает угроза не разрешить ребенку играть в компьютер, если он не уберется в комнате.
По словам юриста, еще один документ от организации «Врачи детям» издан под эгидой Фонда поддержки детей в трудной жизненной ситуации, который имеет около миллиарда рублей бюджетного финансирования и включен в список социально ориентированных организаций. Это «Справочник по выявлению жестокого обращения», изданный при поддержке комитета по социальной политике Петербурга.
В справочнике даны такие признаки жестокого обращения, как предъявление требований, которые ребенок перерос, безучастие к играм ребенка или оставление ребенка без присмотра. При этом возраст, до которого нельзя оставлять ребенка без присмотра, не указан, а ведь в России несовершеннолетними считаются граждане до 18 лет.
Докладчик показала учебник «Насилие и жестокое обращение с ребенком», с помощью которого новое понятие насилия внедряется через систему образования. Издание подготовлено Министерством образования. Согласно этому учебнику, к эмоциональному насилию отнесена угрюмость родителя. К признакам насилия отнесена непоследовательность в действиях родителей. А в определении психологического насилия сказано, что это деяние, которое вредит развитию потенциальных способностей ребенка.
Читайте также: Доктор юридических наук назвал бредом положения закона о семейном насилии
Анна Швабауэр утверждает, что для прекращения внедрения нового понятия насилия надо пересматривать отношение России к ряду международных документов. Она перечислила документы, к которым Россия присоединилась.
Так, СССР в 1979 году подписал конвенцию по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятую еще в 1970 году на уровне ООН. В ней нет еще слов о насилии, хотя конвенция предполагает устранить любую стереотипную концепцию роли мужчин и женщин на всех уровнях. Но уже в 1989 году международный комитет по реализации этой конвенции принял рекомендации участникам включать в свои отчеты по реализации конвенции информацию о законодательстве, защищающем женщин от насилия.
Докладчик напомнила, что в 1993 году принята декларация ООН об искоренении насилия в отношении женщин, там определение насилия почти такое же, как в обсуждаемом законопроекте ОксаныПушкиной. Потом были Каирская конференция 1994 года о народонаселении и Пекинская декларация 1995 года, где прямо прописано о борьбе с насилием против женщин и о сокращении уровня рождаемости как о достижении.
По словам юриста, именно ратификация этих документов привела к тому, что сегодня при Минтруда РФ существует координационный совет по гендерным проблемам, в составе которого на сайте до сих пор значится глава иностранного агента НКО «Анна», госпожа Писклакова-Паркер. Стратегия действий в интересах женщин, которая предусматривает совершенствование российского законодательства в сфере семейного насилия, принята в 2017 году тоже благодаря присоединению России к названным документам.
Россия подписала также выпущенный в 2004 году факультативный протокол к конвенции 1970 года, который позволяет гражданам жаловаться на свои страны в международный комитет по реализации конвенции. В результате страна должна выполнять указания комитета.
Например, в 2015 году комитет пишет о своей обеспокоенности тем, что семейная политика России направлена на возрождение традиционных семейных ценностей с упором на женщин как на матерей. Комитет призывает Россию принять комплекс мер, направленных, в том числе, на религиозных лидеров, чтобы искоренить стереотипы и патриархальные представления о роли и обязанности женщин и мужчин в обществе. «Отсюда мы слышим призывы побороть патриархальность в нашей стране», — подчеркнула юрист, отметив, что комитет также рекомендует аннулировать в российском Административном кодексе статью о запрете проституции.
В качестве недавних новостей о последствиях участия в международных договорах докладчик привела отчет Минтруда РФ данному комитету в конце 2019 года. В отчете говорилось, что при финансовой поддержке Евросоюза Россия реализует «проект по сотрудничеству при осуществлении Национальной стратегии действий в интересах женщин по направлению профилактики насилия по отношению к женщинам» с 3 ноября 2018 года по 2 мая 2020 года. На этот период предусмотрено финансирование проекта Советом Европы.
Например, на эти деньги в 2019 году прошел семинар в Астрахани по межведомственному сотрудничеству и модели по предотвращению насилия в регионах. В семинаре участвовали эксперты Швеции, Нидерландов, Болгарии. 30 декабря 2019 года Минтруда РФ приняло рекомендации по формированию региональных планов на улучшение положение женщин. Регионам поставлена задача на формирование эффективных моделей профилактики насилия в отношении женщин и внедрения регламентов межведомственного взаимодействия сотрудников полиции, медицинских и образовательных организаций, соцобслуживания.
Еще одно мероприятие, оплачиваемое Советом Европы, — двухдневный семинар 18-19 февраля 2020 года в Екатеринбурге с названием «Межведомственное сотрудничество. Модели по борьбе с насилием в отношении женщин». Объявление о тендере на это мероприятие размещено на официальном сайте Совета Европы. Уже известна программа семинара, в нем будут участвовать разработчик законопроекта о профилактике семейного насилия Оксана Пушкина, представители Минтруда РФ, эксперты из Испании, Польши.
Читайте также: Физик отметил нелогичность аргументов сторонников закона о домашнем насилии
Швабауэр отметила, что социальная политика государства — это вопрос безопасности. Она предложила запретить иностранное финансирование национальных стратегий, включить в законодательство России запрет на занятие сотрудниками НКО, признанных иностранными агентами, должностей в органах власти и в общественных комитетах при них, а также запрет на включение в список социально-ориентированных НКО тех организаций, которые в прошлом имели иностранное финансирование.
Напомним, круглый стол был организован Общественным уполномоченным по защите семьи в Санкт-Петербурге и Ленинградской области совместно с Координационным советом патриотических сил Петербурга и Ленобласти. Целью ставилась подготовка согласованного мнения и юридического заключения для учета в итоговом мнении Общественной палаты Санкт-Петербурга по поводу обсуждаемого законопроекта.