В ФСБ рассекретили архивы о зверствах нацистов в Крыму

Жан-Луи Форен. Отвоёванная территория (фрагмент). 1919
Жан-Луи Форен. Отвоёванная территория (фрагмент). 1919

Федеральная служба безопасности рассекретила неизвестные ранее документы о преступлениях фашистов в годы оккупации Крыма и Севастополя, сообщает 6 мая пресс-служба управления ФСБ по Крыму и Севастополю.

Свидетели тех событий рассказали, как нацисты издевались над военнопленными, о сожжении заживо нескольких десятков советских солдат на барже возле Севастополя, о грабежах церквей.

Севастопольцы рассказали, что в самом городе и вокруг него было более десяти лагерей, где за колючей проволокой без крыши над головой, без воды и еды держали несколько тысяч военнопленных.

Анна Киселева сообщила подробности: «Я сама видела, как пленных кормили картофельной шелухой, затем жидкостью, изготовленной из отрубей».

Описывается, что местные жители, как могли, пытались помочь пленным. Они перебрасывали через колючую проволоку продукты, которые могли собрать, но всё равно каждый день от голода умирали около ста человек только в одном лагере, который видела Анна.

Мертвых вывозили и неподалеку засыпали в воронках от разорвавшихся снарядов. В лагерях царила страшная антисанитария, медицинской помощи не было никакой. От свирепствующей дизентерии умирали даже больше, чем от голода и бессилия.

Одним из самых страшных моментов оккупации описывается сожжение пленных в Южной бухте. Это произошло в начале 1944 года, когда со стороны Керчи в бухту прибыл состав с пленными красноармейцами. Их загнали в трюм баржи, стоявший у причала, но вскоре на корабле начался пожар.

Свидетель тех событий Наталья Зинченко рассказала: «Из люков баржи были слышны крики и стоны людей, из открытых люков вырывался черный дым. Стоявшие в оцеплении немецкие солдаты никакой помощи военнопленным не оказывали».

Свидетели рассказали, что из горящего трюма смогли выбраться самостоятельно девять человек. На следующий день после того, как пожар закончился, из трюма вытащили 40 погибших.

Стало известно, что на дне корабля лежала солома вперемешку с порохом, что и стало причиной пожара.

Неизвестно, умышленно подожгли баржу или это произошло случайно, но ни один немец даже не попытался оказать помощь пленным. Также они не дали это сделать никому из гражданских, оцепив причал.

По словам свидетелей, немцы периодически грабили дома и выносили все, что им нравилось.

Забрать в комендатуру могли по любому поводу или без повода. Анастасия Тяшкина рассказала, как фашисты ограбили Покровский собор Севастополя.

В 1942 году председатель общины собора Гавриил Печинский обратился к коменданту с просьбой пропустить стройматериалы для восстановления собора. За это тот потребовал отдать золотые иконы. Он ранее узнал, что в храме есть ценные вещи, которые были пожертвованы прихожанами на восстановление храма. И потребовал отдать их фашистам.

Но эти вещи уже вывез побывавший в церкви румынский священник. Печинского вызвали в комендатуру и избили до потери рассудка.

Анастасия Тяшкина рассказала: «На следующий день под вечер Печинский возвратился в собор избитый, весь в кровоподтеках на лице и рассказал, что в комендатуре от него требовали сдать золотую цепочку и две золотых десятирублевки. После этого избиения Печинский психически заболел и в мае 1944 года умер».