1. За рубежом: реальный мир
Сан-Паулу, / ИА Красная Весна

Бразильские ученые исследовали возвышенность Рио-Гранде

Изображение: (сс)
Бразилия, Южная Америка на карте

Специалисты из Университета Сан-Паулу заявили, что Рио-Гранде-Райз когда-то был гигантским, богатым минералами тропическим островом недалеко от Бразилии, 1 февраля сообщает Scientific Reports.

Исследование, проведенное учеными из Университета Сан-Паулу, показало, что возвышенность Рио-Гранде, возможно, континентальное базальтовое плато и цепь подводных гор, ныне погруженная в южную часть Атлантического океана примерно в 1200 км от побережья Бразилия, когда-то была гигантским тропическим островом. Геологи датировали отложения формации возрастом от 45 до 40 миллионов лет назад.

Исследование продолжалось почти 10 лет и подтверждено новой информацией о геологии Рио-Гранде, занимающей по площади примерно ту же территорию, что и Испания.

Исследователи проанализировали образцы донных отложений, добытых на глубине около 650 м в западной части Рио-Гранде, и охарактеризовали их минералогические, геохимические и магнитные свойства. Образцы содержали в основном красную глину с рядом минералов, типичных для тропических вулканических пород, таких как каолинит, магнетит, окисленный магнетит, гематит и гетит.

Уже в 2018 году группа ученых заявила, что Рио-Гранде когда-то был островом, основываясь на открытиях, сделанных научными экспедициями в этом регионе, где они собрали образцы. Они путешествовали на Королевском исследовательском корабле Discovery, которым управляет Национальный океанографический центр Великобритании, и Alpha Crucis, океанографическом исследовательском судне USP. Исследователи были из Океанографического института USP (IO) и Саутгемптонского университета в Великобритании.

Ученые сосредоточили свое внимание на западной части Рио-Гранде, которую они реконструировали с помощью батиметрического картографирования высокого разрешения. На карте были показаны плато, покрытые осадками и разделенные разломом глубиной более 600 метров. Ученые использовали автономный подводный аппарат (AUV) и аппарат с дистанционным управлением от Discovery для создания карт, видео и гидролокационных исследований.

Существование тропической почвы между потоками вулканической лавы, обнаруженными исследователями, показывает, что породы, должно быть, подверглись выветриванию на открытом воздухе в теплом влажном климате в регионе с действующими вулканами менее 40 миллионов лет назад. Эта почва похожа на «красную землю», встречающуюся во многих частях штата Сан-Паулу.

В последние годы Рио-Гранде интенсивно изучается из-за его экономического потенциала. Он находится в международных водах. В декабре 2018 года правительство Бразилии подало заявку на расширение своего континентального шельфа за счет включения в него Рио-Гранде, который значительно превышает лимит в 200 морских миль, установленный для всех стран Конвенцией ООН по морскому праву (UNCLOS).

В Рио-Гранде обнаружены участки, богатые кобальтом, никелем и литием, а также теллуром и другими редкоземельными элементами, имеющими решающее значение для перехода от ископаемого топлива к возобновляемым источникам энергии.