Экс-архитектор Краснодара: управленческий сбой породил жуткие арт-объекты
Скандальные арт-объекты, установленные в Краснодаре, появились в результате управленческого сбоя в администрации города, такое мнение высказал заслуженный архитектор Кубани, бывший главный архитектор Краснодара Александр Кузнецов на прошедшем в четверг в Краснодаре круглом столе, сообщает 25 марта корреспондент ИА Красная Весна.
Круглый стол «Краснодар и современное искусство. Социокультурная и общественно-политическая проблематика» был посвящен установке в Краснодаре нескольких скандальных арт-объектов, которые появились в результате сотрудничества администрации города и центра современного искусства «Типография».
По мнению Кузнецова, постоянная «оптимизация» городского департамента архитектуры привела к сокращению числа профессионалов в области архитектуры и градостоительства. Из-за чего и было принято непродуманное и поспешное решение по установке в парках Краснодара арт-объектов «Типографии». Также раньше все скульптуры проходили художественный совет с тайным голосованием, сейчас такого нет.
«Произошел сбой. С моей точки зрения. Сбой в том, что достаточно безвкусная, бездарная, „не получившаяся“ скульптура, появляется в местах, где присутствуют люди. Это неправильно», — отметил Кузнецов.
Читайте также: В Кубанском университете «разгромили» арт-объекты от мэрии и «Типографии»
Эксперт отметил, что любая скульптура или малая архитектурная форма, устанавливаемая в городской среде — это крайне важное средство трансляции обществу определенных ценностных ориентиров. Поэтому формирование городской среды нельзя отдавать «Типографии», которая стремится заставить Краснодар безвкусными и бездарными скульптурами. Для этого есть мастерские и выставки.
«Все прекрасно понимают, что такое изобразительное искусство. Это средство пропаганды. В свое время это понял Ленин, и тогда была действительно потрясающая пропаганда. Поэтому надо понимать, что любое, что ставится в городе, должно всегда быть на уровне. Современное искусство должно быть функционально и исторически связано с местом, где оно реализуется. И по-другому быть не может», — подчеркнул бывший главный архитектор Краснодара.
Читайте также: Автор первого арт-объекта в Краснодаре участвовал в фашистских вечеринках
При этом бывший главный архитектор Краснодара считает, что негативные изменения в архитектуронй среде города произошли до появления скандальных арт-объектов.
«Краснодар не обделен профессионалами в области искусства, и то, что сейчас происходит, началось с тех пор, когда в городе начали ставить «гипсокартонные памятники» (недолговечные скульптуры из полимергранита и литьевого мрамора., прим. редакции ИА Красная Весна). А эти арт-объекты, как продолжение, когда мы начинаем бескультурно себя вести и народ все это кушает… Но есть и общественность, которая должна реагировать», — заявил Кузнецов.
Читайте также: Скандальные «арт-объекты» Краснодара противны городской среде и горожанам
Напомним, круглый стол, посвященный обсуждению попыток властей Краснодара насильственно внедрить в городскую среду объекты так называемого «современного искусства», прошел на территории КубГУ. В мероприятии приняли участие сотрудники вуза, представители общественных организаций, эксперты в области искусств, архитектуры и дизайна, а также студенты. По итогам мероприятия была принята резолюция с рядом предложений, которая будет направлена в городскую администрацию.
Также напомним, в конце октября 2018 года в Чистяковской роще был установлен первый арт-объект «Заблокированные данные». Через неделю еще один объект «Механическая кобыла» был установлен в молодежном сквере, а в конце февраля третий объект «Столпы» из утвержденного альбома появился в Вишняковском сквере. На очереди установка еще несколько арт-объектов. Установка в Краснодаре скульптур вызвала общественный резонанс и недовольство граждан.
Отметим, что отсутствие выверенной градостроительной политики и четкого понимания городскими властями общего архитектурного облика краевого центра приводит к многочисленным ошибкам в планировании городской среды Краснодара.
Так, с одной стороны, властями заявляется о самобытности столицы Краснодарского края, о приверженности ее жителей традиционным ценностям и некоему «казачьему укладу», с другой — утверждается, что Краснодар стремится стать современным европейским городом, «маленьким Парижем». Эти два стилистических вектора являются противоположными друг другу. В такой ситуации поиск золотой середины является сложной и нетривиальной задачей, доступной лишь специалистам высокого уровня.
Отсутствие таких специалистов в профильных департаментах и ведомствах администрации города привело к тому, что провокационные арт-объекты актуального искусства, призванные «осовременить» Краснодар, грубо внедряются в сложившуюся городскую среду без учета стилистического и культурно-ценностного сочетания с этой средой.
В такой ситуации город может выделится только как пример воплощения непродуманной и непрофессиональной градостроительной политики.