Годовщина аншлюса в Австрии: ответственность — на тех, кто не сопротивлялся
Государственные мероприятия, посвященные 80-летней годовщине присоединения Первой Австрийской Республики к Третьему рейху в 1938 году, проходят в Венском Хофбурге по инициативе президента Австрии Александра Ван дер Беллена. На него приглашены все, имеющие отношение к австрийской политике, сообщает 12 марта Австрийское новостное агентство.
В своем выступлении на мероприятии, посвященном этому событию, президент Австрии А. Ван дер Беллен отметил, что в тогдашнем австрийском обществе сразу возникли очаги сопротивления присоединению к Германии и фактическому уничтожению Первой Австрийской Республики, и они должны послужить примером для сегодняшней австрийской молодежи.
Канцлер Австрии С. Курц сказал, что на его поколении лежит особая ответственность, сохранить свидетельства последних оставшихся в живых участников тех событий и передать молодому поколению ужас и страдания тех, кто пережил Бухенвальд и Освенцим. Он напомнил об ответственности тех, кто ничего не сделал для сопротивления нацистам, в том числе тех, кто в Австрии приветствовал приход нацистов, тех, кто праздновал ограбление и убийства цыган и евреев, и о том, что австрийцы — не только жертвы, но и участники злодеяний, учиненных нацистами.
Важнейшим уроком тех событий он назвал необходимость активного сопротивления антисемитизму и поддержки Израиля как гарантии для евреев возможности свободной и мирной жизни.
Отметим, что сразу после войны отношение к аншлюсу в Австрии было представлено как отношение жертвы. Считалось, что присоединение было насильственным и совершено против воли руководства и населения страны. Было дурным тоном упоминать о том, что вход немецких войск население приветствовало цветами, а из австрийцев формировались целые части Вермахта. Только в Сталинградской битве в плен были взяты свыше 150 тысяч австрийских солдат. Сегодня можно всё больше слышать об ответственности Австрии за события Второй мировой, однако пересмотр отношения к событиям 80-летней давности происходит предвзято, и это касается прежде всего отношения к роли СССР в войне.