В ЕС озаботились социальным статусом поставщиков еды и перевозчиков людей
Вопрос, касающийся статуса поставщиков еды и водителей, работающих на таких цифровых платформах, как Deliveroo, Uber и Bolt, был поднят ЕС для установления критериев отнесения их к работникам, имеющим доступ к социальному к страхованию. Об этом 9 декабря пишет французская газета Sud Ouest.
Их статус по умолчанию рассматривался как независимые или самозанятые. Это затрудняло им доступ к социальной помощи. Поэтому в Европейской комиссии решили прояснить их положение, предложив свой проект на рассмотрение депутатам Европарламента.
Стремясь к гармонизации в этом вопросе, Брюссель предложил 5 критериев, среди которых вопрос о том, определяет ли платформа посредством своего применения уровни оплаты, навязывает ли ношение униформы, использование определенного оборудования или запрещает работать в других компаниях.
Если будут соблюдены хотя бы два критерия, платформа будет считаться работодателем и должна соблюдать требования трудового законодательства (минимальная заработная плата, рабочее время, стандарты безопасности…), установленные законодательством соответствующей страны.
По мнению главы Европейской конфедерации профсоюзов (CES) Людовика Воэ, цифровые платформы, слишком долго получая огромные прибыли, уклонялись от своих основных обязательств в отношении работников. В то же время они не забывали им говорить, что имеют право выбора, как прокомментировал он.
При этом, с точки зрения французского политика, депутата Европарламента, Лелы Шеби (Leïla Chaibi), эти платформы всячески пытались уклониться от роли работодателя, представляя себя всего лишь посредником. А по факту, они на практике определяли тарифы, расписание, условия предоставления услуг, как отметила она.
В то же время, как отметила французский депутат Европарламента Анн Сандер (Anne Sander), важно проявить гибкость и учесть широкое разнообразие платформ, поскольку у ЕС мало навыков в области трудового права, и платформы часто сталкивались с широким спектром национальных правил.
В Испании признание поставщиков продуктов питания сотрудниками побудило Deliveroo покинуть этот рынок. Поэтому платформы яростно выступают против любой серьезной переквалификации работников, видя в этом ослабление их бизнес-модели. По данным исследования, проведенной фирмой Copenhagen Economics, это может привести к уходу из сектора около 250 тыс. человек в ЕС.
Напомним, в сфере онлайн-услуг по доставке еды и перевозке людей на транспортных средствах с водителем (VTC) заняты всего около 500 компаний и 28 млн человек.