Япония и Германия углубляют связи в новой структуре безопасности

Изображение: (cc) Jörg Zägel
Министерство обороны ФРГ. Берлин. Германия.
Министерство обороны ФРГ. Берлин. Германия.

Договоренность о дальнейшем расширении сотрудничества в сфере торговли и обороны выработали Япония и Германия, сообщила 13 июля The Japan Times.

Сотрудничество будет осуществляться в том числе посредством новой структуры консультаций по вопросам экономической безопасности, поскольку партнеры продолжают согласовывать свои стратегические интересы для решения растущих проблем международного порядка.

Премьер-министр Фумио Кисида и канцлер Германии Олаф Шольц договорились о новом механизме консультаций высокого уровня во время первого визита Кисиды в Германию в качестве лидера Японии в пятницу. Этот визит стал первым визитом японского премьер-министра в ФРГ с 2017 года.

Новая структура — очевидно, направленная «на сдерживание принудительных действий со стороны Китая» — призвана углубить координацию политики стран по ряду вопросов. К ним относятся защита новых технологий, укрепление цепочек поставок ключевых товаров, таких как водород, критически важные минералы и полупроводники. Она также будет способствовать сотрудничеству в таких областях, как искусственный интеллект, киберпространство и информационно-коммуникационная инфраструктура следующего поколения.

«Все аспекты будут играть свою роль, касается ли это вопроса сырья, вопроса его происхождения или зависимости от определенных производственных цепочек, которые необходимы для будущего экономического развития», — сказал Шольц на совместной пресс-конференции с Кисидой, указав на важность отсутствия зависимости от полупроводников.

Со своей стороны, японский лидер обратился к тому, что Токио и его западные партнеры по «Большой семерке» (G7) считают избыточными промышленные мощности Китая и «нерыночной» политику и практику, которые, по его словам, «ослабляют экономику других промышленно развитых стран».

Новые рамки были приняты после того, как два союзника США провели свои первые межправительственные консультации в марте прошлого года в условиях наращивания усилий по активизации двусторонней торговли и сотрудничества в сфере безопасности. Одновременно партнеры начали снижать свою зависимость от Китая, который втянут в усиливающееся геополитическое и геоэкономическое соперничество с Соединенными Штатами.

Александра Сакаки, заместитель руководителя отдела исследований Азии в Германском институте международных отношений и безопасности (SWP), заявила, что расширение сотрудничества призвано гарантировать, что Китай не подорвет «систему свободной торговли, основанную на справедливом и прозрачном сотрудничестве».

Элли-Катарина Полкамп, приглашенный научный сотрудник Азиатской программы Европейского совета по международным отношениям, заявила, что последние инициативы подчеркивают, как третья и четвертая по величине экономики мира пытаются поддерживать друг друга в своих индивидуальных подходах к «снижению рисков», стремясь смягчить опасения и повысить устойчивость в критических областях.

«Осторожный подход Шольца не отказываться полностью от Китая отражает необходимость поддержания экономических связей, учитывая значительный объем торговли Германии с Пекином, но, сотрудничая с Японией, Берлин может снизить риски, связанные с чрезмерной зависимостью, тем самым сбалансировав экономические связи со стратегической независимостью», — сказала она.

В то же время Полкамп добавила, что этот шаг подчеркивает намерение обеих стран учиться друг у друга, создавая «единый фронт с единомышленниками для противодействия тому, что они считают принудительными экономическими практиками».

Ева Зайверт, аналитик по внешней политике и политике безопасности берлинского Института китайских исследований Меркатора (MERICS), заявила, что, хотя Германия активно поддерживала очень тесные экономические отношения с Пекином при бывшем канцлере Ангеле Меркель, на более осторожный подход правительства Шольца во многом повлияли на продолжающиеся боевые действия на Украине.

«В то время как Меркель подчеркивала тесные экономические отношения как с Китаем, так и с Россией, опыт взаимодействия с Россией после 2022 года заставил нынешнее правительство Германии более внимательно относиться к чрезмерной зависимости Германии от любого из субъектов», — сказала она, отметив, что Берлин, среди прочего, усилил контроль за сотрудничеством в сфере критической инфраструктуры.

Тем не менее, хотя администрация Шольца привержена цели более широкой экономической диверсификации, у нее всё еще нет четкой стратегии относительно того, как работать с крупными немецкими компаниями, которые активно инвестируют в Китай как в производственную базу и рынок, пояснила Сакаки из SWP, отметив, что это создает неопределенность в подходе Берлина.

Но это не только Германия. Япония также сильно зависит от Китая в плане импорта гораздо большего количества видов потребительских и промышленных товаров, чем любая другая страна G7, согласно опубликованному во вторник правительственному документу Японии.

Визит Кисиды в Германию продемонстрировал растущий импульс двусторонних связей, что в значительной степени нашло отражение в расширении оборонного, дипломатического и экономического сотрудничества, поскольку Берлин пришел к выводу, что он не может позволить себе игнорировать проблемы Индо-Тихоокеанского региона.

Тем временем Токио стремится сформировать единый фронт «единомышленников» для решения «всё более серьезной» глобальной ситуации в сфере безопасности.

«Мы рассчитываем на дальнейшее сотрудничество с Берлином в ответ на углубление военных связей между Россией и Северной Кореей, а также на действия Китая в отношении агрессии России на Украине», — заявил в пятницу Кисида.

Сакаки считает, что обе страны признают, что сталкиваются с общим вызовом со стороны «авторитарных держав, а именно Китая и России, стремящихся подорвать существующий основанный на правилах международный порядок», добавив, что они видят необходимость отреагировать на это «продвижением вперед германо-японских отношений».

Япония и Германия, которые стремятся быстро увеличить расходы на оборону до 2% от валового внутреннего продукта, поддержали аргумент о том, что безопасность Европы «неотделима» от безопасности Индо-Тихоокеанского региона.

Хотя первая в истории стратегия Берлина в отношении Китая, опубликованная в июле прошлого года, возможно, была скорее позиционирующим документом, чем обычной стратегией, она всё же создала базовую линию, позволив министерству обороны расширить участие в обеспечении безопасности в регионе. Это включало более масштабные и амбициозные военные развертывания, чем его последние заходы в регион в 2021 и 2022 годах.

Демонстрируя это, военно-воздушные силы стран планируют провести свои первые совместные воздушные учения в конце этого месяца, в ходе которых люфтваффе и Воздушные силы самообороны усилят координацию и освоят оперативные подходы друг друга.

Также запланированы совместные армейские и военно-морские учения, включая заход в порт Японии в конце августа фрегата и боевого вспомогательного корабля через три года после первой такой миссии ВМС Германии в регионе за более чем 20 лет. Между тем ожидается, что учебная эскадра Морских сил самообороны совершит заход в порт Гамбурга.

Основа этих совместных маневров — оборонный пакт, подписанный стратегическими партнерами в январе. Этот пакт, вступивший в силу в пятницу, призван облегчить обмен поставками и логистической поддержкой, позволяя при этом использовать военные объекты каждой из сторон во время учений.

Активизировалось и двустороннее дипломатическое взаимодействие: высокопоставленные немецкие чиновники регулярно посещают Японию с тех пор, как в 2021 году Токио и Берлин официально установили формат встреч «два плюс два» между министрами иностранных дел и обороны.

Обе стороны также заняли более резкую позицию в отношении «вредной» торговой практики Китая, особенно в рамках G7.

Однако, поскольку Китай является крупнейшим торговым партнером Японии и Германии, переориентировать ключевые цепочки поставок будет легче сказать, чем сделать.

Исследование Банка международных расчетов, проведенное в октябре 2023 года, показывает, что, хотя западные компании сократили одноэтапные поставки из Китая, это не обязательно привело к созданию региональных торговых сетей, ориентированных исключительно на Запад.

Вместо этого глобальные изменения стоимости только удлинились, поскольку товары, поставляемые конечным пользователям из Юго-Восточной Азии или Мексики, часто производятся на принадлежащих китайцам заводах или с использованием ключевых ресурсов китайских компаний, которые расширяют свой бизнес за рубежом, чтобы избежать западных тарифов. Это не только привело к усложнению цепочек поставок, но и создало геополитический риск, проблемы надзора и дополнительные расходы.

Хотя ожидается, что германо-японские связи будут и дальше укрепляться, отношения также сталкиваются с трудностями, поскольку в ближайшие месяцы обеим странам предстоит сменить руководство.

«Кажется вероятным, что и в Японии, и в Германии в течение следующего года появятся новые политические лидеры», — сказала Сакаки, указав на выборы руководства правящей Либерально-демократической партии Японии, запланированные на сентябрь, а также на федеральные выборы в Германии летом или осенью следующего года.

«Хотя двустороннее сотрудничество продолжится на уровне министров, изменения наверху в сочетании с изменениями на министерских постах могут сдержать динамику двусторонних связей», — заключила она.