1. Социальная война
  2. Внутренняя политика Боливии
Ла-Пас, / ИА Красная Весна

Полиция Боливии обыскала дом епископа после обвинения в отмывании денег

Николай Касаткин. После обыска. 1905
Николай Касаткин. После обыска. 1905

Обыск в доме почетного епископа немецкого происхождения в Боливии прошел после того, как его обвинили в соучастии в схемах по легализации незаконных заработков в департаменте Санта-Крус. Об этом 23 апреля сообщает американский католический портал Crux.

Сотрудники антикоррупционного подразделения прокуратуры провели обыск в доме епископа Карла Стеттера и в офисе адвоката Хуана Мигеля Зарзара, одного из адвокатов епархии Сан-Игнасио-де-Веласко. В ходе операции агенты изьяли несколько документов, наличные деньги и автомобиль.

Пару месяцев назад финансовые дела Стеттера привлекли внимание прокурора Густаво Риоса, который заявил, что один из подозреваемых в предполагаемой схеме отмыва денег владеет 15 объектами недвижимости и 10 автомобилями.

Риос сообщил боливийской газете El Deber, что он выявил подозрительные финансовые потоки, несовместимые с доходами епископа, и что ему и адвокату Зарзару придется объяснить происхождение 100 объектов недвижимости, находящихся у них в собственности.

Стеттер сказал Эль-Деберу, что считает обыск несправедливой и оскорбительной процедурой, но заявил, что будет сотрудничать со следствием.

В тот же день епархия опубликовала резкое заявление, в котором говорилось, что рейд был «оскорбительным действием в отношении пастора католической церкви, который отдал свою жизнь ради служения народу».

В декларации говорилось, что Густаво Риос продемонстрировал «свое невежество и предубеждение» в отношении церковной жизни, когда заявил, что финансы епископа несовместимы с его деятельностью. Все инвестиции и имущество, хранящиеся у Стеттера, добавляется в документе, направляются на социальные работы, которые он ведет в епархии.

Боливийская епископальная конференция (CEB) также отреагировала в тот же день и опубликовала заявление, в котором заявила о своей «близости к его личности».

«Мы никогда не сомневались, что его поведение в отношении административных актов в епархии всегда осуществлялось с полной прозрачностью и честностью», — говорится в заявлении генерального секретариата CEB.

Епископы потребовали, чтобы расследование дела «проводилось в рамках должного уважения к законам и судебным процессам и в соответствии с этическими критериями правдивости и прозрачности».

21 апреля во время мессы епископ Бени Аурелио Песоа, возглавляющий CEB, заявил, что обвинение в отмывании денег против Стеттера «граничит со злоупотреблением властью» и что он надеется, что «это не акт запугивания пасторов» Боливийской Церкви».

Епископ Эль-Альто Джовани Арана, генеральный секретарь CEB, рассказал, что, по данным епархии, Стеттер ведет аскетический образ жизни. Он сказал, что многие епархии в Боливии и за рубежом, в том числе и его собственная, также имеют множество объектов недвижимости.

«Но епархии не имеют коммерческой природы. Они владеют товарами и собственностью, чтобы служить людям», — подчеркнул Арана.

Он сказал, что большинство боливийских граждан считает, что правосудие не действует беспристрастно, будучи чем-то далеким от народа в целом.

«Мы надеемся, что это не прямая атака на Церковь. Мы считаем, что появится дополнительная информация и что в поведении прокуроров была допущена ошибка», — отметил Арана.

Родившийся в Германии в 1941 году, Стеттер был рукоположен в епископа в Боливии в 1987 году и стал главой епархии Сан-Игнасио-де-Веласко в 1995 году. Он приобрел репутацию социально ориентированного епископа благодаря своей работе с общинами коренных народов и образовательными и здравоохранительными учреждениями. Он также построил несколько церквей и часовен.

Отношения между партией Movimiento al Socialismo (Движение за социализм) бывшего президента Эво Моралеса и Церковью были напряженными с тех пор, как он впервые вступил в должность в 2006 году. Хотя у него были хорошие личные отношения с некоторыми представителями духовенства и католическими движениями, у него и епископата были напряженные отношения из-за множества разногласий по поводу политики и законодательства.

В 2019 году, когда серьезный политический кризис привел к отставке Моралеса и власть перешла к оппозиции, многие члены MAS считали, что Церковь оказывает поддержку тому, что они назвали переворотом. С тех пор враждебность постоянно росла.

Однако, по мнению светского богослова Мигеля Миранды, расследование против Стеттера, вероятно, мотивировано местными обстоятельствами, и неразумно думать, что оно может быть частью стратегии правительства по нападкам на боливийскую церковь.

Миранда заявил, что, хотя MAS смогло восстановить властные позиции после избрания президента Луиса Арсе в 2020 году, сейчас между ним и Моралесом существуют глубокие внутренние разногласия, и два блока (сторонники Арсе и сторонники Моралеса) используют механизмы юридических преследований друг против друга.

Миранда сказал, что есть католики, которые являются активистами MAS, поэтому Церковь является слишком разнородным институтом, чтобы партия могла выделить ее в качестве врага.

«Они используют свою власть над судьями и прокурорами против конкретных объектов. Но социальная база Церкви огромна, и они только разъедают себя, если попытаются ей противостоять», — подчеркнул он.

«Некоторые действующие лица, связанные с правительством, начали крестовый поход против Церкви», — сказала Миранда. Но он не считает возможным систематическое преследование Церкви.

«Однако это может быть своего рода примером для других», — резюмировал он.