Правда о Чернобыле как фактор будущего
35 лет назад, 26 апреля 1986 года в 01:23 произошел взрыв и пожар на четвертом блоке Чернобыльской АЭС. Впоследствии остатки активной зоны реактора расплавились, смесь из расплавленного металла, песка, бетона и фрагментов топлива растеклась по подреакторным помещениям.
Это была одна из самых масштабных техногенных аварий в истории нашей страны. До сих пор история этой аварии не до конца прозрачна и есть версии, в которых утверждается, что авария была не случайна и стала одним из факторов, который был использован для разрушения Советского Союза.
Пример информационной войны
Сегодня в информпространстве подача информации об аварии на Чернобыльской АЭС и ее ликвидации стали примером информационной войны. Эта трагедия описывается исключительно с опорой только на негативные эмоции. При этом исключается реальное осмысление ситуации и извлечения из нее уроков.
Упор на эмоции акцентирует внимание на человеческих недостатках и дискредитирует как ученых, так и саму атомную энергетику как очень мощный инструмент получения энергии в руках человека вообще.
Подобного рода подходы к освещению чернобыльской катастрофы укладываются в очень модный западный тренд, который направлен на остановку атомной энергетики в мире вообще. В данной логике аварии на АЭС обосновываются в том числе тем, что человек не может хорошо контролировать настолько сложные технически средства, а вред от подобных аварий огромен. Из этого выводится тезис, что атомная энергетика и все ее новшества опасны и должны быть свернуты.
Модный тренд активно внедряется на климатических саммитах, где продвигается устойчивое развитие планеты. Это «развитие» включает в себя и борьбу против атомной энергетики.
Несмотря на то, что это не высказывается явно, концепция устойчивого развития предполагает сокращение использования наиболее дешевых видов энергии, которые жизненно необходимы развивающимся странам.
При этом Международный валютной фонд (МВФ) на недавнем форуме уже принял программу на предстоящий год, в которой приоритетом для экономической поддержки стран будут исключительно проекты «зеленой» энергетики, а другие энергетические проекты такой поддержки не получат.
Именно в этой логике идет и информационная кампания в СМИ, которая направлена на создание негативного мнения в отношении к атомной энергетики. Во Франции подобные кампании начались гораздо раньше, более 20 лет назад, и привели к масштабному закрытию АЭС. В результате выработка электроэнергии, которая на 75% осуществлялась на АЭС была переключена на более дорогие источники.
Число жертв трагедии
В эту логику создания негативного образа атомной энергетики вписывается и подача информации о числе жертв чернобыльской аварии. Это тоже очень сильный информационно-психологический инструмент давления.
Так «Википедия», например, приводит данные ВОЗ, которые сообщают, что в результате аварии «могло погибнуть в общей сложности до 4000 человек». Также упоминается, что Гринпис и Международная организация «Врачи против ядерной войны» утверждают, что в результате аварии только среди ликвидаторов умерли десятки тысяч человек.
При этом оговаривается, но без подробностей, что есть точка зрения, согласно которой зафиксировано только 29 случаев смерти от острой лучевой болезни в результате аварии (сотрудники станции и пожарные, принявшие на себя первый удар) и отрицающая развитие хронической лучевой болезни впоследствии у кого бы то ни было еще.
Сам такой подход к подаче информации уже формирует определенную картину, когда человек скорее поверит, что тысячи погибли.
По мнению доктора технических наук, профессора Влади́мира Григо́рьевича Асмолова, который был участником ликвидации последствий аварии на чернобыльской АЭС и научным руководителем проекта по созданию защитного саркофага для поврежденной станции, самые верхние (завышенные оценки) количества погибших из-за аварии на АЭС, включая смерти тех ликвидаторов, которые умерли совсем недавно от болезней связанных с полученными дозами составляет до 100 человек.
При этом можно напомнить, что общее количество «ликвидаторов» (включая последующие годы) составило более 500 тысяч человек со всего бывшего СССР.
Интересно, что Асмолов, который участвовал в ликвидации аварии на Чернобольской АЭС и может описать как множество недостатков организации процессов, так и множество положительных сторон того, как осуществлялась ликвидация последствий аварии, утверждает, что если бы такой инцидент случился не в СССР, а в России уже после распада Союза, при демократическом институте власти, то количество жертв и серьезность последствий были бы значительно большими.
Уроки трагедии
Из чернобыльской аварии было извлечено очень много уроков техническими специалистами и физиками-теоретиками. Но для современного общества может быть еще важен еще один урок из этой трагедии, связанный с тем, как советская атомная отрасль отреагировала на эту аварию.
Конечно это событие было воспринято как огромная трагедия, но люди не сдались и не отказались от атомной энергетики. Ликвидировать аварию ехали люди абсолютно самоотверженно, они ехали работать и решить проблему.
Несмотря на то, что инцидент показал недостатки и недочеты в отрасли, которые и привели к аварии, советские специалисты не побоялись открыть все характеристики этого инцидента МАГАТЭ, а также обратиться за помощью к международному сообществу для совместной работы по пониманию причин и процессов, приведших к взрыву.
Надо сказать, что это привело к тому, что доработка и совершенствование системы безопасности советских, а потом и российских реакторов стало регулярным и обязательным и привело к выдающимся результатам.
Все параметры аварии были тщательнейшим образом исследованы и обсчитаны на моделях. Теоретический аппарат был настолько доработан для режимов работы реактора в критических состояниях, что, когда в 2011 году случилась авария на АЭС «Фукусима», российские атомщики с огромной точностью теоретически рассчитали время взрывов и этапы происходящих на станции процессов. И оказались правы!