1. Война с историей
  2. Археологические находки
Тюмень, / ИА Красная Весна

Археологи раскрыли особенности могильников Тазовского заполярья

Изображение: (cc0) Фритьоф Нансен (1861-1930), Национальная библиотека Норвегии
Ненцы в 1913 году
Ненцы в 1913 году

Сложный процесс христианизации коренного населения Севера раскрыли в своем исследовании могильника нового времени Нум-хибя-сихэри VIа, расположенного на территории Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа, археологи Тюменского государственного университета (ТюмГУ) с коллегами, 29 ноября сообщает пресс-служба вуза.

Результаты исследования ученые из Института социально-гуманитарных наук ТюмГУ, Тюменского научного центра (ТНЦ) СО РАН и новосибирского Института археологии и этнографии (ИАЭТ) СО РАН представили в двух статьях: «Погребальный обряд и вопросы христианизации коренного населения Тазовского Заполярья», опубликованной в журнале Stratum plus и «К вопросу о христианизации населения Тазовского Заполярья (по материалам могильника Нум-хибя-сихэри VIа)» журнала ТНЦ СО РАН «Вестник археологии, антропологии и этнографии» № 3 (66) 2024.

Археологический памятник Нум-хибя-сихэри VIа, который находится в арктическом регионе, уникален тем, что его артефакты отражают процесс христианизации коренного населения Севера. Найденные в погребениях вместе с элементами погребального обряда, сопроводительного инвентаря и конструкций также нательные кресты и образок, говорят о проникновении христианской веры в культуру коренного (селькупского) населения.

В процессе исследования могильника были выделены пять вариантов организации погребального пространства, которое в общем представляло собой глубокую (до 1,5 метра) могилу с многоярусными деревянными конструкциями, скрепленными кованными гвоздями, куда помещался деревянный ящик, колода или гроб с телом умершего.

Археологи исследовали детские погребения, в которых оказались похоронены в основном 2−6-месячные младенцы и ребенок 5−7 лет. Высокая детская смертность в то время была связана с тем, что в первый год жизни ребенок сильнее подвержен различным инфекционным и простудным заболеваниям, а также с врожденными пороками.

Ученые провели полный анализ предметов личного благочестия (нательных крестов и образка) из могильника Нум-хибя-сихэри VIа и установили морфологические особенности изделий (размеры, форма, декорирование), а также проанализировали их иконографические образы.

Коллеги из Института минералогии Южно-Уральского федерального научного центра минералогии и геоэкологии УРО РАН провели рентгенофлуоресцентный анализ находок и установили химический состав сплавов. Проведенное сравнение со сплавами крестов, найденных в различных памятниках на территории России, показало схожесть их элементного состава, основой которого были медь, цинк, свинец и олово в различных пропорциях.

Поэтому можно было предположить, что все кресты изготовлялись на фабриках Центральной России, после чего распространялись по другим территориям, включая север Западной Сибири.

Однако исследователи подчеркивают, что к концу XIX — началу XX века коренное население еще не восприняло традиционную практику использования символов православной веры. Лишь в одном случае крестик на цепочке был найден на шее ребенка, а в остальных могилах он находился в других частях захоронения.

Это может служить свидетельством того, что предметы православной атрибутики использовались как особые сильные обереги, но не в качестве прямого олицетворения христианства.

Дендрохронологический (древесно-кольцевой) анализ хорошо сохранившейся древесины из захоронений помогли провести томским ученым новосибирские коллеги из ИАЭТ СО РАН. В результате был установлен более точный период проведения погребальных обрядов в Нум-хибя-сихэри VIа — это вторая четверть XIX — начало XX века.

Комплексный анализ, проведенный сибирскими учеными, позволяет говорить о том, что артефакты могильника Нум-хибя-сихэри VIа свидетельствуют о сложной системе религиозного синкретизма, которая сложилась в то время на территории крайнего севера Тюменского региона. При очевидных доказательствах проникновения христианских традиций в погребальный обряд северных селькупов, в нем сохранились черты архаичной селькупской погребальной обрядности.