В «Яндексе» заявили, что пандемия ускорила развитие системы образования
Пандемия коронавирусной инфекции перенесла систему образования на десять лет вперед, заявил директор по стратегическому маркетингу группы компаний «Яндекс», профессор ВШЭ Андрей Себрант 9 сентября на пленарной дискуссии Столыпин-форума.
Директор «Яндекса» отметил, что очень важно понимать, что мир изменился, что он проявил свою «цифровую сторону». По мнению Себранта, пандемия способствовала массовому распространению уже существующих технологий, а не появлению новых.
«Чтобы прийти к тому уровню образовательных технологий, потребовалось бы 10 лет, мы пришли за 10-18 месяцев в эту точку», — пояснил профессор ВШЭ. Он считает, что термин «удаленка» манипулятивный, так как работник только для работодателя стал дальше, а для самого себя он обрел свободу, поняв, что может работать на своих условиях.
«Потому, например, многим учителям очень тяжело, они иначе не могут контролировать ученика, кроме как стоя у него над душой. Ученик у себя дома, вы на экране. Вы можете удержать его внимание? Нет? Значит, у вас есть проблемы с профессионализмом», — указал Себрант.
Ранее, в ноябре 2020 года, «Яндекс» и Mail.ru Group сообщили о планах по созданию отечественного аналога платформы видеоконференций Zoom.
Напомним, 10 апреля 2020 года спикер Совфеда Матвиенко сообщила, что пандемия коронавирусной инфекции способствовала оформлению системы образования, сочетающей традиционную и дистанционную форму обучения, что будущее за такой формой обучения.
5 августа замминистра просвещения Васильева заявила, что пандемия способствовала массированному внедрению цифровой образовательной среды (ЦОС) в образование.
9 декабря премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление о проведении в регионах РФ эксперимента по внедрению ЦОС.
25 августа 2021 года в Mail.ru Group сообщили о создании ЦОС «Сферум», которая является соцсетью для школьников. Правительству РФ было предложено провести во всех регионах страны эксперимент по ее внедрению в школы.
Манипуляция не столько в самом термине «удаленка», сколько в том, что директор «Яндекса» оценивает роль учителя на дистанционке, приравнивая его к работодателю. Между тем ключевую роль при работе в отсутствии непосредственного контроля играет субъектность и мотивация. Если работник может сам выбирать, где ему работать и мотивировать себя, то школьник сам себя мотивировать к учебе редко может.
Роль педагога в существенной степени в том и состоит, чтобы на основе обратной связи от ученика мотивировать его к работе в классе. При дистанционном обучении удержать внимание всех учеников невозможно, даже превратив занятие в шоу: наиболее развитым оно будет неинтересно. Обеспечить же мотивацию неуспевающих учеников на трудном для него онлайн-уроке проблематично даже с помощью родителей — не могут же они присутствовать на каждом занятии.
Кроме того, у представителя «Яндекса» есть прямая заинтересованность в рекламе преимуществ дистанционных технологий обучения. У компании есть собственная интернет-платформа «Яндекс.Учебник», которая уже используется школами во многих регионах России.