Брукингский институт: авторские учебники могут усиливать неравенство
Авторские учебники написаны хорошим языком и могут стать препятствием для обучения, бременем для учителя и усилителем неравенства, считают издательский консультант Энди Смарт и старший научный сотрудник программы «Глобальная экономика и развитие» Брукингского института Эстер Уход, 18 октября сообщает пресс-центр Брукингского института.
Авторы считают, что учебники должны соответствовать целям устойчивого развития. То есть такого развития, при котором антропогенная нагрузка на природу снижается.
Концепция устойчивого развития не ограничивается только экологическими вопросами. Адепты этой концепции обращают пристальное внимание на социальные и экономические аспекты жизни общества. Одним из провозглашенных принципов устойчивого развития давно заявляется принцип «Никто не должен остаться позади». Таким образом провозглашается доступность и образовательных услуг.
В данном случае экспертами эта доступность понимается как понятность учебника для самого неуспевающего ученика. Более того, считают они, учебники должны прививать знания и навыки, необходимые для достижения устойчивого развития.
Эксперты провозглашают необходимость соединения в учебнике содержания и педагогики. В частности, считают они, учебники по математике, языку, естественным и общественным наукам должны содержать социальное и эмоциональное обучение.
В качестве примера эксперты приводят новый учебник на основе компетенций, который применяется в Бангладеше. В нем на каждом двухстраничном развороте одна страница посвящена содержанию учебной программы, а другая — заданиям по отдельным компетенциям.
Эксперты настаивают на том, что в странах с низким и средним уровнем дохода по новым учебникам должны проводиться основные, а не дополнительные уроки.
Напоминаем, 17 сентября 2019 года директор Центра глобальной устойчивости Натан Хультман указал на формирующееся сейчас глобальное государство как на главный инструмент достижения целей устойчивого развития. Оно, считает эксперт, должно работать с общественными объединениями, зачастую минуя национальные правительства.
Судя по тому, как продвигается концепция устойчивого развития в России, новые учебники также будут предлагаться и у нас. Судя по отношению к нашей стране, скорее всего, нашим детям будет предложено учиться по учебникам для бедных стран.
Но несомненно, что отказ от авторских учебников — это настоящий переворот в образовании. Скорее всего, нашему учительскому сообществу придется отвоевывать право детально обсудить все плюсы и минусы подобных подходов к написанию учебников и учебных программ.
Придется доказывать недостаточность того факта, что ведущие мозговые центры англосаксонского мира предлагают подобные подходы к обучению детей в своих вчерашних колониях.