Археологи установили, как строили мосты 1000 лет назад в древнем Новгороде

Изображение: Кульчицкий Александр © ИА Красная Весна
Кувшинка белая
Кувшинка белая

В результате проведенных исследований подводной археологической экспедиции, установлен очень высокий уровень мостостроения в Древней Руси, сообщает 19 марта институт археологии РАН.

Открытый учеными в 2018 году Новгородский мост Х века, прозванный современниками Великим, был очень сложным инженерным сооружением. Ученые института археологии РАН установили, что расстояние пролетов составляло не менее 17 метров, что для той эпохи было очень высоким достижением.

В результате проведенной работы был определен внешний вид и монтажная схема такого моста. Вначале устанавливали так называемые ряжи — деревянные срубы, у которых наращивали высоту до тех пор, пока они не становились на дно. Далее их заполняли камнями, после чего проводили монтаж пролетных строений моста. В настоящий момент на дне Волхова сохранились остатки «ряжей», даже не покрытых илом. Было установлено, что расстояние между центрами опор на дне Волхова составило 23 метра.

Определив расстояние между этими остатками на дне, ученые установили и продолжение опор на берегу. Раскопки позволили смоделировать внешний вид моста Х века и его устройство. Ученые института археологии установили наличие у древнего моста всего 15 опор, в то время как у аналогичных мостов, построенных в XII–XIV веках, их было 23. Это свидетельствует о том, что пролеты старого моста были в два раза длиннее.

Находки, обнаруженные при проведении раскопок, позволили создать новую историческую экспозицию, которая будет размещена в историческом здании XIX века «Караульный дом команды путей сообщения». Открытие этой экспозиции запланированно на лето 2019 года.