Музей Достоевского в Петербурге включился в пропаганду антисоветизма
Мифы о революции пропагандирует выставка «Человек на переломе», открывшаяся в петербургском музее Достоевского, сообщил 7 августа корреспондент ИА Красная Весна.
Цитаты воспоминаний и выдержки из газет, представленные на выставке, представляют революционные массы как проплаченных исполнителей некого чужого плана, а Ленина — как германского шпиона, направленного в Россию со спецзаданием. Никакого сопровождающего текста о том, что этот миф давно разобран и опровергнут историками (и не только российскими), не приводится.
В качестве консультанта выставки со стороны историков выступал сотрудник Свято-Филаретовского православно-христианского института Кирилл Александров.
Среди организаторов выставки — Преображенское содружество малых православных братств, культурно-просветительный фонд «Преображение», Свято-Филаретовский православно-христианский институт. Созданная в Москве выставка начала путешествие по России с Петербурга.
В выступлениях на открытии выставки звучали слова о покаянии. Революция названа бунтом, вызванным тяжелым положением России в связи с идущей мировой войной. Материалы выставки и сопровождающий фотографии текст показывают революцию как зло, которому оказывалось сопротивление.
Руководитель авторского коллектива Светлана Чукавина рассказала, что выставка подготовлена в связи со столетием событий 1917 года и последующих лет. Использовались семейные фотографии членов православных братств, показывающие лица людей до революции и после нее, а также свидетельства, почерпнутые из мемуаров, дневников и писем людей, ставших участниками этих событий. Выставлены вещи, книги, периодические издания 1910–1920 годов, специально подготовленные фильмы.
Также на выставке представлена история гонений на церковь и материалы по образованию православных братств. Авторы высказали надежду, что материал выставки поможет разобраться с тем, как изменились люди после революции, что происходило в сердцах людей, живших в революционное время.
«Конечно, они никогда не могут быть совершенно объективными. Понятно, что всякий человек через себя пропускает то, что он видит вокруг, и описывает так, как он видит. Тем не менее, конечно, это тоже очень важно. Потому что разные взгляды людей, разные свидетельства, они дают какую-то полноту картины. Для нас это было очень важно, поэтому мы не брали в расчет только те свидетельства, которые были, очевидно, ангажированы. А так — никакого отбора для участников, для тех, кто высказывается на нашей выставке, мы не делали», — сказала Чукавина.
Напомним, историк Кирилл Александров известен тем, что представлял деятельность коллаборационистов-власовцев в Великую Отечественную войну в положительном свете.
Также историк ввел в заблуждение Совет по мемориальным доскам при Правительстве Санкт-Петербурга, составив в 2013 году историческую справку об адмирале Александре Колчаке для НП «Белое дело» — инициатора установки мемориальной доски адмиралу. Александров не указал в справке, что в 1999 году военный суд Забайкальского военного округа рассматривал дело адмирала Колчака и отказал ему в реабилитации. Среди оснований для отказа в реабилитации был установленный судом факт массовых репрессий против мирного населения, которые проводились по распоряжению Колчака.
Несмотря на заявление, будто ангажированные свидетельства не брались в расчет, выставка оставляет впечатление именно ангажированного мероприятия. Представлена только одна точка зрения, по которой революция принесла России зло.
Можно было бы вообразить, будто родственники членов братств, которые предоставляли свидетельства, просто очень узко смотрели на мир и ничего, кроме судьбы церкви, разрушений и убийств со стороны революционных масс не видели. Не читали Льва Толстого, не видели бедности простого народа, ужасающей детской смертности до революции, не видели после революции ликвидации безграмотности, заботы о здоровье советских людей. Не видели белого террора. Не работали на заводах, а потому и не знали о сокращении рабочего дня и других социальных гарантиях для трудящихся, введенных после 1917 года.
Однако в любом случае доверия к приведенным материалам нет, так как использование в материалах очевидного исторического мифа без комментариев историков четко показывает, что выставка предназначена вовсе не для размышлений о человеческих качествах людей, а для пропаганды необходимости «покаяния» народа за произошедшие 100 лет назад события. В том числе — и за появившиеся после революции человеческие качества, за якобы неполноценность постреволюционного человека.
Никакие слова о добрых намерениях и попытках разобраться в человеческих сердцах не смогут скрыть того, что на выставке наряду с интересными фото-свидетельствами преподносится откровенная дезинформация. А слова о покаянии, звучавшие на открытии, показывают, что к этой выставке нельзя относиться просто как к однобокой точке зрения. Потому что именно под призывами к покаянию был развален Советский Союз. И мы видим, что работа по развалу страны продолжается. Кому-то нужно добить и Россию.