Российские компании сдали позиции среди крупнейших производителей оружия

Примерно вдвое уменьшилась в 2019 году рыночная доля российских компаний среди 25 крупнейших производителей оружия, а также упали их доходы в сравнении с 2018 годом, сообщается в докладе Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI), опубликованном 7 декабря.

По информации SIPRI, суммарная доля рынка российских компаний упала с 8,6% до 3,9%, а из трех российских компаний среди 25 крупнейших осталось две. «Объединенная авиастроительная корпорация» потеряла за год $1,3 млрд прибыли и опустилась в рейтинге. Оставшиеся в нем концерн «Алмаз-Антей» (15-е место) и «Объединенная судостроительная корпорация» (25-е место) также потеряли в деньгах, но меньше — $634 млн на двоих.

Что касается причин такого проседания, аналитики института упоминают антироссийские санкции и внутреннюю финансовую политику. Так, исследователь SIPRI Александра Куимова считает, что «конкуренция на внутреннем рынке и сокращение государственных расходов на модернизацию флота были двумя основными вызовами для „Объединенной судостроительной корпорации“ в 2019 году».

Отметим, что крупнейшие конкуренты России, наоборот, демонстрировали рост. Французская Dassault Aviation Group увеличила за год объем поставок на 105% — более, чем вдвое. А вот американского Lockheed Martin больше всего выросли доходы Lockheed Martin — на $5,1 млрд, что составляет для лидера рынка 11%.

Параллельно исследователи отмечают рост продаж вооружений у Китая, что они связывают с успехом модернизационных программ в армии КНР. Китай потеснил Россию со второго места, и теперь их компании занимают 16% рынка.

Первое место по продажам по-прежнему занимает США, компании которого составляют почти половину рейтинга — 12, а суммарная доля занимаемого ими рынка составляет 61%.

Впервые в рейтинге оказалась ближневосточная компания — EDGE, образованная путем слияния из более мелких в ОАЭ. Она поднялась на 22-ю строчку рейтинга с 1,% общего объема. Также отмечается, что ряд крупных компаний размещают производства за рубежом, в том числе в 17 из 49 случаев это страны третьего мира, которые «приветствуют» их присутствие как источник дохода и технологий.

В 2019 году объем продаж вооружений 25 крупнейших в мире компаний, производящих оружие и предоставляющих военные услуги (военно-промышленные компании), составил $361 млрд., увеличившись в реальном выражении на 8,5% по сравнению с 2018 годом. Всего рост показали 19 из 25 топовых компаний.