В Минобрнауки признали падение культурного уровня выпускников вузов

Изображение: Анна Рыжкова © ИА Красная Весна
Студенты
Студенты

Проблема отсутствия у выпускников университетов умения излагать свои мысли сейчас не имеет решения, заявил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков 5 июня на Петербургском международном экономическом форуме.

Фальков считает, что падение уровня владения русским языком у студентов является цивилизационным вызовом, связанным с особенностью современного этапа развития общества. «Общество информационное: читаем меньше, теряем навыки работы с текстами, с романами, как особым жанром в литературе. Утрачиваем возможность держать мысль долго. Мне это понятно, мы не имеем решения сейчас», — заявил он.

Министр отметил, что школа должна подготовить абитуриента, но на развитие учеников негативно влияют социальные сети. «С другой стороны — нолик, галочка, сердечко — то, как мы общаемся сегодня в социальных сетях», — пояснил он, добавив, что умение красиво излагать свои мысли будет «уделом» только выпускников хороших вузов.

По словам главы Минобрнауки, в условиях, когда у студентов возникает возможность выбора индивидуальной образовательной траектории необходимо, чтобы курсы русского языка были привлекательными. «Русский язык не одинок здесь. Знание литературы, хотя бы базовые знания. В целом, у нас падение уровня университетского образования в общекультурной части», — подчеркнул он.

Фальков уверен, что время решать проблему падения культурного уровня еще не пришло: «Как всегда бывает? Упал, отжался, поднялся. Надо, видимо, дойти до какой-то крайней точки, понять. Сейчас мы всё более это осознаем. Потом будем разворачивать системы поддержки студентов и преподавателей, чтобы не утратить эти базовые хорошие навыки».

Комментарий редакции

Фальков предложил дождаться того момента, когда интеллектуальный уровень студентов катастрофически упадет, и только затем принимать меры. По сути, он показал, что в правительстве понимают основные причины падения культурного уровня населения, но делать ничего не собираются.

Более того, именно усилиями власть имущих в школах насаждаются цифровая образовательная среда и соцсети в виде «белого интернета» (его анонсировал министр просвещения), а во всех видах образования — индивидуальные траектории, предполагающие свободу выбора предметов учащимися. Отсутствие наставников и вседозволенность никак не способствуют росту культурного уровня, и это подтвердил глава Минобрнауки.

Получается, что власти сознательно приближают катастрофу, о чем фактически и сообщил министр науки и высшего образования.