1. Культурная война
  2. Археологические находки
Лондон, / ИА Красная Весна

Ученые выяснили, что столица Монгольской империи была «имплантирована»

Пастух.Монголия
Пастух.Монголия

Древний город Каракорум, столица Монгольской империи XIII века, теперь нанесен на карту группой международных археологов, исследование опубликовано в журнале Antiquity 4 ноября.

Исследование более 1140 акров с помощью сверхпроводящего устройства квантовой интерференции (или SQUID) показало, что поселение было намного больше, чем предполагалось изначально, и было «имплантировано» в монгольскую степь.

Используя передовую геофизику, команда исследовала топографические особенности на поверхности, а также магнитные поля под землей. Затем карта была составлена с использованием комбинации данных, полевых съемок, аэрофотоснимков и исторических отчетов.

Ян Бемманн, ведущий автор исследования, назвал полученные результаты «глубокой переоценкой этого важного города, которая подчеркивает его выдающееся место в истории Монголии и Евразии».

Монгольская империя была крупнейшей прилегающей земельной империей в истории со столицей в Каракоруме с 1220 по 1267 год н. э. Она была основана на месте одного из лагерей Чингисхана его сыном и преемником Угедеем, а строительство было завершено во время правления Мункэ-хана.

Пример степного урбанизма — город, построенный на Монгольском плато — Каракорум был обнесенным стеной поселением с четырьмя воротами и служил торговым центром, административным центром и королевской резиденцией, после того как в 1235 году на этом месте возник дворец.

Согласно первому историческому источнику, написанному францисканским монахом Вильгельмом Рубрукским в 1254 году, население города состояло из китайских ремесленников, мусульманских торговцев и пленников со всей Монгольской империи.

«Особенность этих городов заключается в том, что они были „имплантированы“ правителем в ландшафт без фиксированной архитектуры, а постоянные жители были привезены из-за границы», — говорится в исследовании. «Эти города оставались иностранными образованиями, и были отделены от местного скотоводческого общества и экономики», — подчеркивается в сообщении.

Также Бемманн объяснил концепцию «имплантированного» города как нового поселения, в который город и его жители были привезены, а сам Каракорум не был включен в местную экономику. В частности, исследователи полагают, что местные пастухи остались в стороне от города. «Имплантация означает, что вы можете снова удалить город, и это не вредит местному населению», — резюмировал Бемманн.

Каракорум был заброшен в начале 15 века н. э., и его точное местоположение было потеряно до 1889 года, когда город был открыт заново. «Монгольское плато, на котором был построен Каракорум, часто считается чисто пасторальной кочевой экозоной, но на самом деле оно богато памятниками с постоянными постройками, начиная от небольших поселений и огражденных стенами до укреплений, монастырей и больших городов, занимающих несколько квадратных километров», — говорится в исследовании.

На новой карте были показаны ранее неоткрытые дороги, районы и значительная часть территории за городскими стенами. На нем также были показаны менее плотно застроенные районы дальше от поселения, которые, возможно, использовались для временных лагерей во время общественных собраний, таких как курилтай или собрания правящей элиты.

По словам исследователей, подробные новые измерения являются первым доказательством четкого зонирования в пределах города. В конструкции Каракорума есть U-образные и квадратные соединения к северу и востоку от стен. Восточные ворота использовались бы чаще всего, так как дорога от восточных ворот ведет из города, а по обеим сторонам выстроены дополнительные постройки.

На юге и западе есть строения различных размеров, образующие форму полумесяца, которые, вероятно, являются зданиями для элиты, а также для административных и ритуальных мероприятий. Здания в этом разделе включают в себя глазурованную черепицу разного цвета и гранитные основания колонн.

Две восточные подъездные дороги сливаются с юго-востоком и направляются в Китай, а тропы от северных и западных ворот ведут к близлежащей реке Орхон. Исследователи полагают, что воду из реки везли в Каракорум на телегах, в емкостях для хранения или в кожаных сумках, поскольку в городе до сих пор не было обнаружено построенного водопровода.

«Было удивительно наблюдать за растущим размером карты день ото дня и с цифровой реконструкцией Каракорума», — отмечает Бемманн. В будущем потребуются земляные работы для определения строительных материалов, слоев населения и видов деятельности на различных участках.