Высокая грамотность в Красной Армии принесла ей победу — сотрудник архива
Ликвидации безграмотности в Красной Армии уделялось большое внимание, показал главный специалист Российского государственного военного архива (РГВА) Игорь Нагаев 19 декабря, на круглом столе к 100-летию Декрета Совета Народных Комиссаров «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
«Победителей не судят. Красная Армия победила. И победила тем, что она была наиболее грамотная армия, наиболее, я не побоюсь сегодняшнего слова, политизированная армия», — заявил Нагаев в ходе своего доклада «Из истории ликвидации неграмотности в Красной Армии по фондам РГВА 1918–1922 гг.»
Специалист по военной истории заявил, что ликвидация безграмотности, ликбез, не была самоцелью, а велась в рамках партийной работы. Красная Армия к тому же являлась учителем той жизни, той грамотности, которая пригодилась после войны — в личной и общественной жизни. Две упомянутые Нагаевым особенности Красной Армии подчеркивал еще Иосиф Сталин, в статье «Три особенности Красной Армии».
Научившийся в армии читать красноармеец при демобилизации приходил в неграмотное село учителем, отметил Нагаев. При этом специалист упомянул фильм «Первый учитель» (снят в 1965-м году Андреем Кончаловским по роману Чингиза Айтматова), в котором учителем в далекую киргизскую деревню после окончания Гражданской войны партией был отправлен именно красноармеец.
Также Нагаев отметил, что Красная Армия была наиболее женской армией по своему гендерному составу среди всех воевавших в Гражданскую войну, а грамотность среди женщин в царское время была на порядок ниже, чем среди мужчин.
Нагаев также сравнил работу политотделов Красной и Белой армий.
«В КА функционировало около четырех тысяч (видов) различных листовок. Из которых одна треть была направлена на то, что ты должен быть грамотный, иметь библиотеку, ты безграмотный просто пропадешь», — заявил главный специалист РГВА.
Белые же не пропагандировали в листовках необходимость обучаться грамоте. Они освещали три темы: царскую власть, борьбу с болезнями и умение обращаться с оружием, с конницей, рассказал Нагаев.
Нагаев подверг критике неверную, по его мнению, оценку обязательности обучения, данную кандидатом филологических наук Светланой Волошиной.
«По-видимому, порой у красноармейцев не было выбора: часто у дверей помещения для занятий ставили часового, а по воспоминаниям С. М. Буденного, на спины кавалеристов, отправлявшихся на передовую, комиссар прикалывал листы бумаги с буквами и лозунгами. Шедшие сзади невольно учили буквы и слова по лозунгам „Даешь Врангеля!“ и „Бей гада!“», — привел специалист архива цитату из работы Волошиной «Ликвидация безграмотности в СССР».
Нагаев отметил, что именно поэтому Красная Армия преуспела в деле ликвидации безграмотности — «потому что в какой-то степени она не просто обязывала, она заставляла» учиться.
Напомним, 19 декабря в Московской городской думе прошел круглый стол «От мрака — к свету, от битвы — к книге, от горя — к счастью», посвященный грядущему 100-летию Декрета Совета Народных Комиссаров «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР».
Читайте также: Становление системы советской агитации и пропаганды (1918–1924 гг.)
Отметим, что декрет обязывал обучаться грамоте каждого гражданина в возрасте от 8 до 50 лет. Для этого Народный комиссариат просвещения получил право привлекать грамотных людей к обучению неграмотных в качестве трудовой повинности, с оплатой. При этом у обучающегося грамоте наемного работника рабочий день сокращался на 2 часа с сохранением зарплаты.
Красная Армия через ликвидацию безграмотности солдат не только повышала свою боеспособность, но и привлекала больше людей ко вступлению в свои ряды. В 1919 году численность РККА превышала численность всех белых армий в шесть раз: 3 млн и не более 0,5 млн человек соответственно.
При этом ликбез действительно не был самоцелью, а встраивался в общий политический вектор — вырвать Россию из аграрности с ее безграмотностью большей части населения в будущее, построить пролетарскую культуру.