Немой фильм 1918 года в российском прокате увидели 3 тысячи зрителей
Итоги российского проката первой документальной ленты в истории кино «Годовщины революции» 1918 г. режиссера Дзиги Вертова подвел руководитель проекта «Каро.Арт» Максим Горбов, 17 октября в интервью корреспонденту ИА Красная Весна
Корр.: Официальный прокат «Годовщины революции» завершен?
Максим Горбов: Официальный прокат завершен, может быть устроим специальный показ 7 ноября, пока еще думаем как его сделать.
Корр: Какие итоги Вы можете подвести?
Максим Горбов: Можно сказать, что это был эксперимент чистейший воды, который, как нам кажется, удался. Потому что это прецедент, когда утерянный фильм, забытый и никому не известный вышел в прокат в восьми городах. Это безусловно здорово, это первая работа Дзиги Вертова. Мы все довольны, я надеюсь и зрители, которые пришли, они тоже довольны. Пришло порядка трех тысяч зрителей, если быть совершенно точным. Поэтому мы считаем, что это хорошее начинание, которое мы будем продолжать дальше.
Корр.: Какие цели преследуют подобные проекты?
Максим Горбов: Хотим познакомить зрителя с теми фильмами, которые были не доступны вообще для просмотра. Второе, мы всегда стараемся показывать классику кино, тем более классика кинематографа, одного из самых известных режиссеров-документалистов. Третье, мы увидели историю русской революции такой, какой она была на самом деле.
Корр.: Как Вы считаете, общество адекватно отреагировало на Вашу идею?
Максим Горбов: Я очень надеюсь, что это был праздник не только для синемафилов и историков, но и для обычных зрителей, которые могли включить Первый канал, послушать программу «Вечерний Ургант», услышать о том, что такой фильм идет в прокате и сходить в кино. У нас не было цели устроить показы для каких-то «фриков» заточенных под одну какую-то историю. Были довольно-таки демократичные цены на сеансы. Тем более на четвертой, последней неделе проката, мы их снижали. Честно скажу даже не были уверены, что фильм в прокате месяц продержится. Для нас это прямо-таки успех.
Корр.: Почему не уверенны были, может быть анализировали зарубежный опыт подобных прокатов?
Максим Горбов: За рубежом такого нет. Там конечно показывают такое кино, но в прокат не выпускают, это немного разные вещи. Собрать один зал на фестивальный показ, такое делается и очень часто. В России, например, наши коллеги и партнеры «Немое кино», «Искусство кино» выпускают в прокат фильмы Тарковского, Сталкера, Вертова, фильм «Калина красная», фильм Вуди Аллена «Манхэттен», сейчас вот будет «Побег из Шоушенка». Все-равно это такие фильмы, которые на слуху. Которые были засмотрены до дыр на видеокассетах и DVD. Они так или иначе раньше показывались.
А здесь такая первородная история, фильм видели сто лет назад. Его в принципе не было нигде и то, что фильм вышел в прокат мне кажется это историческое событие, как минимум.
Корр.: Как считаете, это историческое событие Россия оценила?
Максим Горбов: Я думаю конечно оценила, не могу сказать, что в каком-то планетарном масштабе. Для киноманов это был действительно праздник. Ну и мы сейчас, например, продолжаем традицию. Будем показывать фильм «Город без евреев» (Die Stadt ohne Juden) Ганса Карла Бреслауэра, фильм был снят в 1924 году. У него очень похожая история с «Годовщиной революции». Фильм был утерян, его нашли в 2015 году на Блошином рынке в Париже. Австрийский институт отреставрировал его. Премьера была в Вене в прошлом году. 27 октября будем показывать эту картину с оркестром студии «Новой музыки». Поэтому вот такую историю мы потихонечку продолжаем, т. е. фильмов утерянных и забытых.
Напомним, автор восстановления «Годовщины революции» киновед Николай Изволов в настоящий момент работает над восстановлением другой картины режиссера Дзиги Вертова «История Гражданской войны» 1922 года, которая считается утраченной.
Также напомним, в московских кинотеатрах «Иллюзион» и «Факел» в рамках межгосударственного сотрудничества, при официальной поддержке Посольства США в Москве проходит 9-й фестиваль современного американского документального кино «Show US!».