Присоединение Сибири к России проходило путем взаимной адаптации — историк

Изображение: Цитата из трансляции сессии «Россия прирастет Сибирью»: феномен Сибири в русской истории» на сайте Президентской библиотеки им.Б.Н.Ельцина
Конев Алексей Юрьевич, к. и. н., Тюменский научный центр, сибирское отделение РАН
Конев Алексей Юрьевич, к. и. н., Тюменский научный центр, сибирское отделение РАН

Российская империя не была классической колониальной державой, заявил кандидат исторических наук Алексей Конев (Тюменский научный центр, сибирское отделение РАН) 31 октября в ходе первого Международного петербургского исторического форума на сессии «Россия прирастет Сибирью»: феномен Сибири в русской истории».

Конев принял участие в форуме по видеосвязи. Он указал на проблемность подхода, утверждающего, будто русское государство становилось империей через колониальную рамку. Как отметил историк, российское государство не было классической колониальной державой, хотя в XVIII веке об этом было модно говорить.

Читайте также: Сибирский сепаратизм… под маской «культуры»

«Колонизация и колониализм это разные вещи. Колонизация — это заселение чужой территории, — сказал Конев, — Колонизация не всегда влечет за собой колониализм как ущемление прав коренного населения».

Конев отметил, что сибирский опыт надо рассматривать как взаимное влияние центра и периферии. Вхождение различных земель, ханств, царств в российское государство осуществлялось не автоматическим встраиванием, а путем взаимной адаптации и достройки к системе московского государства.

Читайте также: «Командная игра» в сепаратизм

По словам историка, корректнее говорить не о распространении на Сибирь некой общепринятой практики, а о появлении в ходе присоединения Сибирского и поволжских ханств новой системы местного управления, которая позже получила распространение и развитие на всей территории России. В качестве примера ученый привел сложившуюся систему воеводского уездного управления, появление ясачных волостей.

Читайте также: Сибирский сепаратизм… под маской сибирского национализма

Конев предложил в случае присоединения территорий Сибири к российскому государству заменить термины «захватывать» и «завоевывать» на термин «присваивать» в значении «считать своим». При этом он указал, что однокоренные слова «осваивать» и «усваивать» отражают содержание процессов, связанных с присоединением/инкорпорацией иных народов.

Изображение:
Слайд из презентации А.Ю.Конева
Слайд из презентации А. Ю. Конева
А. Ю. КоневапрезентацииизСлайд

Историк отметил, что, в отличие от практики европейцев на американском континенте, российские власти не стремились к универсализации присвоенных земель, они старались зафиксировать все многообразие местных племен. Например, в чертеже земель и народов Сибири, засвидетельствованном Сибирским и Тобольским митрополитом Корнилием, выделены земли татар, монгол, самояди и других народов.

Как подчеркнул ученый, проводившаяся в Сибири христианизация свидетельствует, что Россия несла свою культуру коренному населению, однако эта христианизация, в основном, осуществлялась ненасильственными методами, на добровольной основе. Об этом говорят наказы воеводам. Так, положение о том, как можно крестить иноземцев-сибирцев, найдено в наказе Трубецкому от 1628 года.

Читайте также: Сибирский сепаратизм… под масками региональной элиты и международных коммуникаций

Напомним, тезис о «колониальной политике» Москвы в отношении Сибири используется для противопоставления центра и регионов России, распространения сепаратистских, областнических настроений. Утверждение, будто Сибирь в течение четырех веков развивалась как классическая колония, сепаратисты сопровождают призывами к борьбе за самостоятельность региона и лозунгом «Хватит кормить Москву».