Присоединение Сибири к России проходило путем взаимной адаптации — историк
Российская империя не была классической колониальной державой, заявил кандидат исторических наук Алексей Конев (Тюменский научный центр, сибирское отделение РАН) 31 октября в ходе первого Международного петербургского исторического форума на сессии «Россия прирастет Сибирью»: феномен Сибири в русской истории».
Конев принял участие в форуме по видеосвязи. Он указал на проблемность подхода, утверждающего, будто русское государство становилось империей через колониальную рамку. Как отметил историк, российское государство не было классической колониальной державой, хотя в XVIII веке об этом было модно говорить.
Читайте также: Сибирский сепаратизм… под маской «культуры»
«Колонизация и колониализм это разные вещи. Колонизация — это заселение чужой территории, — сказал Конев, — Колонизация не всегда влечет за собой колониализм как ущемление прав коренного населения».
Конев отметил, что сибирский опыт надо рассматривать как взаимное влияние центра и периферии. Вхождение различных земель, ханств, царств в российское государство осуществлялось не автоматическим встраиванием, а путем взаимной адаптации и достройки к системе московского государства.
Читайте также: «Командная игра» в сепаратизм
По словам историка, корректнее говорить не о распространении на Сибирь некой общепринятой практики, а о появлении в ходе присоединения Сибирского и поволжских ханств новой системы местного управления, которая позже получила распространение и развитие на всей территории России. В качестве примера ученый привел сложившуюся систему воеводского уездного управления, появление ясачных волостей.
Читайте также: Сибирский сепаратизм… под маской сибирского национализма
Конев предложил в случае присоединения территорий Сибири к российскому государству заменить термины «захватывать» и «завоевывать» на термин «присваивать» в значении «считать своим». При этом он указал, что однокоренные слова «осваивать» и «усваивать» отражают содержание процессов, связанных с присоединением/инкорпорацией иных народов.
Историк отметил, что, в отличие от практики европейцев на американском континенте, российские власти не стремились к универсализации присвоенных земель, они старались зафиксировать все многообразие местных племен. Например, в чертеже земель и народов Сибири, засвидетельствованном Сибирским и Тобольским митрополитом Корнилием, выделены земли татар, монгол, самояди и других народов.
Как подчеркнул ученый, проводившаяся в Сибири христианизация свидетельствует, что Россия несла свою культуру коренному населению, однако эта христианизация, в основном, осуществлялась ненасильственными методами, на добровольной основе. Об этом говорят наказы воеводам. Так, положение о том, как можно крестить иноземцев-сибирцев, найдено в наказе Трубецкому от 1628 года.
Читайте также: Сибирский сепаратизм… под масками региональной элиты и международных коммуникаций
Напомним, тезис о «колониальной политике» Москвы в отношении Сибири используется для противопоставления центра и регионов России, распространения сепаратистских, областнических настроений. Утверждение, будто Сибирь в течение четырех веков развивалась как классическая колония, сепаратисты сопровождают призывами к борьбе за самостоятельность региона и лозунгом «Хватит кормить Москву».