1. Социальная война
  2. Гайдаровский форум
Москва, / ИА Красная Весна

Академик-реформатор предложил впасть в детство и забыть про апокалипсис

Изображение: Сергей Кайсин © ИА Красная Весна
Образование
Образование

Коренное изменение образования в России необходимо, заявил директор Федерального института развития образования (ФИРО), академик Александр Асмолов на X Гайдаровском форуме 17 января, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

На панельной дискуссии «Как раскрепостить мозг, чтобы добиться эффективного лидерства?» действительный член Российской Академии Образования (РАО) рассказал, как, по его мнению, должна меняться система образования.

Директор ФИРО видит главную проблему современной образовательной системы в несоответствии ее общественному развитию: «Драма образования, ключевая драма XXI века — это отставание нас как учителей, меня, от наших детей. Они уже живут в мире, где господствует то, что называется digital life. Они уже живут в этом мире, а нам приходится учиться».

По мнению Асмолова, темп социальных изменений увеличился настолько, что к нему принципиально нельзя даже успеть адаптироваться, так как «если мы адаптируемся — то мы уже в прошлом».

Решение академик РАО видит в принятии самой ситуации неопределенности и отказе от готовых решений: «Счастье нашего времени — мы впали в детство. Как мы ходим, как мы движемся — поглядите невооруженным взглядом! Откиньте стереотипы и забудьте об апокалипсисе».

При этом успешность реформ образовательной системы, по мнению профессора, нельзя оценить заранее, так как успешность сложных систем определяется их предикативным эффектом, то есть способностью угадать тренд и задать успешное развитие. Главное — чтобы школа не формировала стереотипы.

Асмолов призвал к «когнитивному оптимизму» и «тотальному изменению образования» как к основе для подобного оптимизма.

«Какое ты делаешь образование? Сегодня образование должно быть школой неопределенности. Сегодня образование — это школа поведения в неопределенных ситуациях», — заявил эксперт форума, добавив, что с точки зрения решения неадаптивных задач для лидеров важно «не бояться смеяться, не бояться карнавала, не бояться быть с Чаплиным».

Напомним, что Александр Асмолов занимается реформаторской деятельностью в области образования с Перестройки: так, в 1988 – 1992 он был главным психологом Гособразования СССР, а после этого еще шесть лет последовательно занимал должности заместителя и первого заместителя министра образования России. В частности, он участвовал в восстановлении запрещенной в 1936 году комплексной дисциплины о развитии ребенка — педологии, которая предполагала раннее разделение учеников по способностям, создании концепции вариативного образования в противовес единству образовательного пространства, а также программ и проектов по толерантности, которые широко распространены в современных школах и организация которых порой приводит к скандалам.