logo
Новость
  1. Социальная война
  2. Образование в России
/ Санкт-Петербург

Конференция в Петербурге: молодежь в вузе приходится учить речевым навыкам

Студент. КнигаСтудент. Книга
PourquoiPas, pixabay, cc0

Проблемы приобщения подрастающего поколения к культуре с помощью речевого воспитания обсудили эксперты 24 мая на V межвузовской конференции «Гуманитарные основы инженерного образования» в Военном институте (Железнодорожных войск и военных сообщений) Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулева, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Конференцию открыла кандидат филологических наук, заведующая кафедрой иностранного и русского языков Татьяна Рябова. Она сообщила, что сегодня речевое воспитание курсантов осуществляется как с помощью создания соответствующей культурной среды, так и посредством приобщения их к традиции русской армии.

Кандидат педагогических наук Наталья Чекмарева добавила, что будущие военные специалисты должны владеть словом для того, чтобы повести за собой подчиненных в критической ситуации.

Помощник начальника Военного института по работе с верующими военнослужащими иерей Владимир Тарасов рассказал, что ведущееся сейчас наступление на язык и литературу связано с тем, что в нем заложена основа русских культурных традиций: «В тексте сотканы все представления народа о мире».

Доктор педагогических наук, доктор философии, доктор культурологии, профессор Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (АППО) Лариса Татарникова призвала развивать педагогическую лингвоэкологию. По ее мнению, это необходимо не столько для сохранения чистоты языка, сколько из-за «полного отсутствия культуры взаимодействия людей». Татарникова объяснила такую ситуацию в том числе и бездумным использованием сетевых технологий: «Возник примитивный, нисходящий человек. Мы переходим на цифру, не размышляя о том, к чему это может привести».

Кандидат исторических наук, доцент Военного института Марина Азаренкова уверена, что образовательные технологии остаются прежними, а цифровизация является тем вызовом современности, который требует правильного ответа: «Есть надежда, что цифру можно регулировать». Она рассказала, что несмотря на то, что зачастую учиться приходит молодежь с несформированной личностью, психологически травмированная, через современные компьютерные технологии ее можно увлечь совместной работой, повысить самооценку неуверенных.

Кандидат педагогических наук, доцент АППО Светлана Купцова осветила проблемы развития личности, выросшей в среде интернет-технологий. Эти технологии кроме очевидных плюсов, выраженных в доступности и возможности получения информации, несут существенные риски. В числе них доцент АППО назвала: безоценочность и некритичность к информации; утрата культуры общения и уменьшение объемов гуманитарных знаний; подмена умения рассуждать навыками решения тестовых заданий; интернет-зависимость; агрессия и кибербулинг.

Для развития личности Купцова предложила проводить ликбезы для формирования интеллекта, развивать прогностическое мышление и организовывать самообразование, самовоспитание, творческую деятельность. Также, по ее мнению, необходимо обучать молодежь навыкам правильной организации труда, а также мерам профилактики заболеваний.

Напомним, в 2016 году в Военном институте был создан первый в Вооруженных силах РФ Центр речевого воспитания военнослужащих. Аналогичное решение в школе военных сообщений им. М. В. Фрунзе (так назывался Военный институт в то время) принималось в начале 1930-х годов, когда возникла необходимость обучать будущих командиров РККА навыкам отдачи приказов и умению «легко и понятно обучать своих подчиненных». Для этого были введены курсы русского языка и литературы.

Также сообщаем, что проблемы влияния цифровых технологий на развитие человека обсуждались на Х Петербургском международном образовательном форуме.