Камера начинает лгать, когда за фото берется ИИ
Обсуждение проблем фотографии в эпоху искусственного интеллекта все больше охватывает сообщества профессионалов отрасли, сообщает 9 апреля The Japan Times.
Так, фотограф-любитель, известный под ником «ibreakphotos», решил провести эксперимент на своем телефоне Samsung, чтобы выяснить, как на самом деле работает функция под названием «космический зум»
Эта функция, впервые выпущенная в 2020 году, обеспечивает 100-кратный зум, и Samsung использовала в своем маркетинге сверкающие четкие изображения Луны.
Ibreakphotos сделал свои собственные снимки Луны — размытые и без детализации — и наблюдал, как его телефон добавляет кратеры и другие подробности.
Программное обеспечение искусственного интеллекта телефона использовало данные своего «обучения» на многих других снимках Луны, чтобы добавить деталей там, где их не было.
«Снимки Луны от Samsung — подделка», — написал ibreakphotos, заставив многих задуматься, действительно ли снимки, которые делают люди, принадлежат им — и можно ли их вообще назвать фотографиями.
Samsung выступила в защиту технологии, заявив, что она не «накладывает» изображения, и указала, что пользователи могут отключить эту функцию.
Компания не одинока в стремлении оснастить камеры своих смартфонов искусственным интеллектом — устройства Google Pixel и iPhone от Apple продают такие функции с 2016 года.
Искусственный интеллект может делать все то, над чем раньше трудились фотографы — настраивать освещение, размывать фон, резкость изображения — без ведома пользователя.
Но он также может трансформировать фон или просто полностью стереть людей с изображения.
И дебаты по поводу искусственного интеллекта не ограничиваются любителями на досках объявлений — профессиональные организации тоже бьют тревогу.
Фотоиндустрия наводнена искусственным интеллектом, от камер до программного обеспечения, такого как Photoshop, сказал Майкл Притчард из Королевского фотографического общества Великобритании.
«Эта автоматизация все больше стирает границы между фотографией и произведением искусства», — сказал он.
По его словам, природа искусственного интеллекта отличается от предыдущих инноваций, потому что технология может обучаться и привносить новые элементы, выходящие за рамки тех, что записаны на пленку или сенсор.
Это открывает возможности, но также и «фундаментальные проблемы, связанные с переосмыслением того, что такое фотография и насколько „реальна“ фотография», — сказал Притчард.
Ник Данмур из Британской ассоциации фотографов сказал, что профессионалы чаще всего используют файлы «RAW» на своих цифровых камерах, которые снимают изображения с минимальной обработкой, насколько это возможно.
Но обойти эту технологию не так-то просто обычному фотоаппарату для смартфонов.
Ibreakphotos, опубликовавший свое открытие на Reddit, отметил, что технический жаргон, связанный с искусственным интеллектом, не всегда легко понять — возможно, намеренно.
«Я бы не сказал, что я доволен использованием искусственного интеллекта в камерах, но я согласен с этим до тех пор, пока четко сообщается, что на самом деле делает каждый из процессов обработки», — сказал он, попросив не использовать его настоящее имя.
Однако больше всего профессиональных фотографов беспокоит появление инструментов искусственного интеллекта, которые генерируют совершенно новые изображения.
В прошлом году популярность DALL-E 2, Midjourney и Stable Diffusion резко возросла благодаря их способности создавать изображения в сотнях стилей с помощью всего лишь короткой текстовой подсказки.
«Это не работа, созданная человеком, — сказал Данмур, — и во многих случаях основана на использовании обучающих наборов данных, включающих в себя нелицензионные работы».
Эти проблемы уже привели к судебным разбирательствам в Соединенных Штатах и Европе.
По словам Притчарда, эти инструменты рискуют нарушить работу любого человека, «от фотографов до моделей, ретушеров и арт-директоров».
Но Джос Эйвери, американский фотограф-любитель, который недавно обманул тысячи пользователей Instagram (организация, деятельность которой запрещена в РФ), заполнив свою ленту потрясающими портретами, созданными им вместе с Midjourney, не согласился.
Он сказал, что границы, проведенные между «нашей работой» и «работой инструмента», были произвольными, указав, что на создание его изображений в середине рабочего дня часто уходило много часов.
Но существует широкое согласие по одному фундаментальному аспекту дебатов — риск для фотографии не является экзистенциальным.
«Искусственный интеллект не приведет к смерти фотографии», — сказал Эйвери.
Притчард согласился, отметив, что фотография прошла путь от дагерротипа до цифровой эры, и фотографы всегда справлялись с техническими трудностями.
По его словам, этот процесс будет продолжаться даже в мире, наводненном изображениями, генерируемыми искусственным интеллектом.
«Фотограф привнесет более глубокое понимание в полученное изображение, даже если он непосредственно его не фотографировал», — сказал он.