Обществу предлагают смириться, что за ним следят. Мнение

Э.Альсалу. Семья за обеденным столом
Э.Альсалу. Семья за обеденным столом

Единая информационная система «Профилактика детского и семейного неблагополучия», или Единая информационная система «Траектория» маркирует следующий этап в процессе мутации ювенальной системы, заявила клинический психолог, публицист Жанна Тачмамедова в опубликованной 3 июля статье «Цифровая мутация семейной политики. О пермской ювенальной системе «Траектория» в газете «Суть времени».

Если раньше наше государство придерживалось принципа невмешательства в семью, то на более поздних этапах внедрения ювенальных технологий оно решило вмешиваться, если родители совершают, по мнению чиновников, что-то неправильное. Затем государство, расширяя сферу своего вмешательства, занялось профилактикой и ранним выявлением неблагополучия.

Нынешний этап, воплощенный в «Траектории» представляет собой просто систему сбора и цифровизации данных. На все семьи, вне зависимости от их благополучия. В систему будут заноситься данные обо всех аспектах жизни семьи: состав семьи, здоровье членов семьи, их психологические характеристики, стиль воспитания детей, психологические особенности последних.

«Обществу просто предлагают смириться и привыкнуть к тому, что за ним следят. Без каких бы то ни было серьезных поводов и причин. Это — цифровой тотальный контроль ради цифрового тотального контроля» — пишет Тачмамедова.

В статье приводится пример, что на основе одного из показателей системы «Траектории» (маркер неблагополучия) возможно абсолютно необоснованное обвинение родителей и оказание на них давления. В качестве примера берется маркер: «Выполнение уроков не контролируется или контролируется эпизодически».

«Учителей заставляют контролировать частоту посещения родителями электронного журнала. Повсеместно на классных собраниях или в чатах учителя пишут, что тех, кто не заходит в ЭПОС (Электронная Пермская Образовательная Система), внесут в «Траекторию». У нас уже есть случай, когда родитель в маленьком селе Юсьва Пермского края несколько лет не пользовался электронным журналом и дневником. А поскольку село маленькое, все друг друга знают, школа смотрела на это спокойно — ведь у ребенка был бумажный дневник.

Но стоило маме узнать о «Траектории» и написать в школу заявление на отзыв согласия на автоматизированную обработку персональных данных, как ее немедленно пригласили на школьный совет по профилактике и предъявили обвинение в том, что она не контролирует успеваемость своего ребенка, не заходит в ЭПОС», — рассказала пермский хирург и активный родитель Наталья Хайдукова.

В других российских регионах такие системы называются электронными журналами или электронными дневниками.

«Имеется в рассматриваемой нами цифровой системе „Траектория“ еще одно подтверждение того, что главной целью является уже не внедрение ювенальных технологий, не отчуждение у родителей права на воспитание детей, а установление цифрового контроля над всеми семьями и в итоге — над всеми гражданами страны. Это так называемые „показатели успешности“»,  — отмечает автор статьи.

Системе нравятся послушные, а тем, кто не хочет в цифровую паутину, поставят галочки в отрицательных показателях, поясняет психолог.

«Внедрение социального рейтинга (его черты в системе „Траектория“ видны невооруженным глазом) в Китае стало цифровым инструментом, с помощью которого властям очень удобно управлять гражданами. Не имеешь нужного социального рейтинга, не стараешься, демонстрируешь непослушание? Потеряешь доступ к необходимым и важным сферам жизни — от возможности пользоваться транспортом до возможности получить хорошую работу» — отмечает автор статьи.

Читайте также: Цифровая мутация семейной политики. О пермской ювенальной системе «Траектория»