1. Экономическая война
  2. Поставки газа в Европу
Москва, / ИА Красная Весна

Прямо как шахид? Украина угрожает Европе разрушением газопровода — мнение

Изображение: Ольга Скопина © ИА Красная Весна
Украина
Украина

На Украине прямо заявляют, что именно Киев, а не Москва, использует газопровод в качестве оружия, считает обозреватель ИА Красная Весна Степан Гаврин.

Ранее министр энергетики Украины Герман Галущенко заявил, что если «Северный поток — 2» запустят, а поставки по украинскому маршруту окажутся слишком низкими, то Киев вынужден будет полностью переориентировать свою газотранспортную систему (ГТС) на внутренние нужды. По его словам, в таком случае многим европейским странам грозит нехватка топлива, а в Европу будет перекрыт надежный, гибкий и независимый маршрут.

Галущенко продемонстрировал ровно то, чего опасаются и европейские потребители, и Россия. Он в очередной раз показал, как именно Украина использует газопровод в качестве оружия. Не Россия, а именно Украина.

Украина, с одной стороны, говорит, что становится или хочет стать опорой Европы, что становится чуть ли не «экспортером» безопасности. С другой стороны, заявляет, что если Украине обеспечение безопасности Европы, в том числе и энергетической, будет невыгодно, то Украина не будет ее обеспечивать.

Глава «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон рассказывал недавно о перспективах компании. В случае дальнейшего снижения объемов прокачиваемого газа по ГТСУ придется останавливать избыточные мощности по прокачке.

В этом свете заявление Галущенко о переориентации ГТСУ на внутренний рынок означает, что после какой-то границы этого снижения Украине будет невыгодно поддержать способность своей ГТС к транзиту газа в ЕС вообще.

Придется от системы, рассчитанной на прокачивание 175 млрд кубометров газа в год на выходе, оставить систему на 10–15 млрд кубометров в год, а то и меньше. что при этом останется от той большой системы, непонятно. Вернее, понятно следующее, как только станции будут остановлены, запустить их снова уже не смогут, их тут же или распилят, или сдадут в металлолом.

Слова Галущенко также означают и другое — если Украине будет невыгодно, то эта способность к транзиту ГТСУ поддерживаться и не будет. И здесь начинается новый виток двусмысленности.

Украинские политики говорят, что если этот газ Европе нужен, то пусть Европа договаривается об этом с Россией. При этом Украина идти на уступки, снижать тариф по прокачке газа не будет, чем ставит европейских переговорщиков в неудобное положение.

Представить себе, что Украина сохранит в рабочем состоянии свою ГТС только потому, что ее об этом попросит какая-нибудь из стран, из которых она сейчас осуществляет виртуальный реверс, невозможно.

При всем при этом, на Украине без устали требуют от России, чтобы она поступилась своими интересами. Оставляя экспорт по украинской ГТС, Россия будет действовать себе в убыток.

Читайте также: Киев пригрозил перекрыть свою трубу, если заработает «Северный поток-2»