Ученые рассказали, зачем отрубали головы лошадям в Рюриковом городище
Скопления конских черепов, найденных в ходе исследований укреплений Рюрикова городища в Новгороде, связаны с языческими традициями, которым следовали варяги. Об этом рассказали историки из Санкт-Петербурга Наталья Хвощинская и Екатерина Носова 27 января на XXXV научной конференции «Новгород и Новгородская земля. История и археология», трансляция которой велась на YouTube-канале.
«Необычное скопление» конских черепов было впервые обнаружено в 77-79 гг. прошлого века при первых раскопках древнего рва Рюрикова городища на берегу Сиверсова канала. Ученые уже тогда поняли, что такая массовость в слоях относящихся к 9-10 вв., не может быть случайностью.
В момент первой находки ученые предположили, что найденные черепа, относятся к лошадям, которых принесли в жертву при закладке хлебных печей, остатки которых обнаружили рядом.
Однако находки черепов продолжились и уже не относились к месту нахождения печей. Т.е. причина наличия черепов коней была в другом. Впоследствии не подтвердилась и версия взаимосвязи черепов и оборонительных сооружений.
Позже специалисты соединили все раскопы с местами обнаружения черепов, которые находят до сих пор, в единый план.
«В настоящее время нами учтены 27 черепов… Если посмотреть на их топографическое положение, находки черепов идут по трассе рва, в основном тяготея к его северо-западному склону. Особого порядка в их расположении не наблюдается», — сказано в докладе.
Специалисты предположили, что черепа просто свободно скатывались по склону. Причем первоначально они были установлены наверху.
Исследования показали, что черепа принадлежали только жеребцам в возрасте 5-15 лет. Кони были верховыми, об этом свидетельствуют характерные потертости — следы от удил. Головы были аккуратно отделены от основного скелета. При этом остатки не несут повреждений, характерных для забоя на мясо или для снятия шкур.
Архезоологические исследования показали, что данные лошади являлись «примитивными». Они были среднего роста, сходными с современными аборигенными монгольскими породами и польскими кониками.
Специалист отметила, что конь являлся одним из наиболее мифологизированных животных. Это хтоническое животное. При этом оно было одним из наиболее частно приносимых в жертву.
Рюриково городище уже в то время стало торгово-ремесленным и военно-административным центром. Князь и его дружина находились здесь. Причем в составе последней было много скандинавов. С учетом этого ученые предположили, что черепа связаны с мифологией народов Северной Европы.
«Анализируя материалы городища, мы пришли к выводу, что скопление из 27 черепов коней перекликается с древнегерманскими языческими традициями, которые сохранились в описаниях и письменных источниках», — поведала докладчик.
Сходные черты, по её словам, наблюдаются в обряде «Проклятия врагам» с помощью нитсшеста и в обряде «Жертвоприношение богам». Нитсшест у викингов в то время, это особый предмет, на который надевали голову убитой лошади, которую поворачивали в сторону врагов. Специалист привела отрывки из саг, где упоминается применение этого предмета.