Chatham House: Саудовская Аравия — двойная привязка к ценам на нефть
Проблема поиска баланса между ценами на нефть и объемом добычи для Саудовской Аравии больше не внешнеполитическая, а внутренняя, утверждает английский интеллектуальный центр Chatham House в своей статье от 31 июля, опубликованной на сайте организации.
На последней встрече ОПЕК Саудовская Аравия преодолела сопротивление Ирана, Ирака, а также других небольших стран и смогла провести решение об увеличении объемов добычи нефти. Но, с другой стороны, Эр-Рияду и выгодны высокие цены на нефть, и невыгодны одновременно.
Факторы, говорящие в пользу низких цен на нефть: отношения с союзниками и противниками и сохранение доли на рынке. Саудовская Аравия сейчас проводит серьезные внутренние реформы и не может себе позволить портить отношения с США, которым выгодны низкие цены на нефть. Особенно при нынешнем американском президенте, который перед саммитом ОПЕК неоднократно высказывался негативно об организации и ее попытках удержать цену на высоком уровне. Трамп, по мнению Chatham House, держит руку на пульсе цен, зная, что волнует американских избирателей в преддверии промежуточных выборов в США в ноябре.
Саудовская Аравия выступает за восстановление санкций против Тегерана и утверждает, что готова возместить долю Ирана в мировых поставках и удовлетворить нужды потребителей. В случае же, если Тегеран сможет хотя бы частично поставлять нефть за рубеж, цель Саудовской Аравии уменьшить доходы соперника от продаж при помощи низких цен, чтобы стимулировать нестабильность в Иране.
Также низкие цены на нефть выгодны Эр-Рияду в борьбе за рынки с компаниями, поставляющими энергию из возобновляемых источников. Чем выше цены на нефть, тем более конкурентоспособны не углеводородные альтернативы.
С другой стороны есть факторы, которые говорят о выгодности для Саудовской Аравии высоких цен на нефть: IPO компании Saudi Aramco и реализация программы «Видение 2030» по уменьшению зависимости страны от экспорта нефти. Оба фактора связаны. Реализация программы сильно зависит от успеха IPO, объем которого некоторые эксперты оценивают в 2 трлн долларов.
Инвесторам, которые собираются покупать акции Saudi Aramco, нужна уверенность, что их вложения в нефтяную компанию окупятся, а значит, им нужны высокие цены на черное золото.
Не нефтяные инвесторы ожидают результатов реформ в рамках «Видения 2030» и снятия барьеров для инвестирования частного сектора.
Также от цен на нефть зависит сбалансированность саудовского бюджета. Согласно исследованиям МВФ, она возможна при ценах выше 80 долларов за баррель. В нынешних условиях увеличение добычи и замещение Ирана на рынках может уменьшить дефицит до 7,3% от ВВП страны в 2018 году, что лучше зафиксированных 8,9% в 2017.
Сама Саудовская Аравия поставила себе цели выйти на уровень доходов бюджета в размере 209 млрд долларов в 2018 году и 261 млрд расходов в попытках обуздать рецессию. Но, по мнению Chatham House, многое будет зависеть от иностранных инвестиций, которые в прошлом году упали до 1,43 млрд долларов по сравнению с 7,45 млрд 2016 года.
Если инвестиции не увеличатся, Эр-Рияду, как считает Chatham House, останется только стимулировать внутренний спрос за счет доходов от продажи нефти, что вернет страну в порочный круг зависимости от экспорта, который она и пытается разорвать при помощи «Видения 2030». Возможно, правительству для увеличения государственных расходов придется повышать налоги, что может сказаться на частном секторе, как это было раньше, и вообще понизить привлекательность страны для иностранной рабочей силы, которая необходима для восполнения недостатка местных квалифицированных кадров.
В заключение Chatham House утверждает, что для согласования разнонаправленных интересов страны ей необходима выверенная долговременная стратегия, иначе Эр-Рияд рискует провалиться в достижении своих амбициозных целей.