Историки заявили о необходимости вернуть в школы правду о новейшей истории
Ключевые для России исторические события, в том числе государственный переворот на Украине в 2014 году и воссоединение Крыма с Россией, пока еще слабо отражены в учебниках для старших классов, и этот недостаток нужно скорее исправлять, сообщается 18 марта в обзорном материале ТАСС.
Агентство приводит сходные мнения экспертов-историков о том, что просветительскую работу в области истории необходимо вести и в союзных для России странах, в том числе и для противодействия усиливающейся русофобии.
«Наше профессиональное сообщество в огромном долгу перед школой — перед школьниками, перед учителями. Нет ничего более беззубого по содержанию и смыслам, чем последние главы учебников по российской истории», — сказал главный редактор журнала «Историк», учитель истории 9-11 классов Владимир Рудаков, выступая на круглом столе, посвященном историко-просветительской деятельности.
Рудаков посетовал, что в нынешних школьных учебниках истории приводятся события в отрыве от их действительного смысла.
«Там даты, какие-то факты, какой-то очередной съезд, какой-то визит. К чему все это? Это набор фактов, который невозможно донести до современного школьника и до современного учителя», — сказал Рудаков.
Рудаков обратил внимание на то, что в свое время СССР потерпел поражение в холодной войне с Западом не только и не столько в связи с экономической несостоятельностью, а скорее потому, что проиграл борьбу за умы прежде всего, молодого поколения.
Рудаков высказал позицию, по которой после начала специальной военной операции России на Украине начнется новый этап интеллектуального противостояния.
«То, что является основой для изучения в школе нашей истории, должно быть пересмотрено кардинальным образом. И это <…> должна быть именно работа со смыслами, с содержанием», — отметил эксперт.
По оценке историка, для нынешних старшеклассников государственный переворот 2014 года в Киеве или же знаменитая мюнхенская речь президента РФ Владимира Путина в 2007 году — это «тайна, покрытая мраком». Такое положение дел историк оценивает весьма негативно.
Другой историк, директор фонда «Историческая память» Александр Дюков также отметил, что работу по историческому просвещению нужно вести с подрастающим поколением не только в России, но и в дружественных ей странах постсоветского пространства.
«В Казахстане, Белоруссии сейчас продвигаются те же самые программы, которые существовали на Украине, в Прибалтике и ряде других стран, которые направлены на воспитание русофобии и исторической лжи о нашей стране», — заявил Дюков.
Дюков отметил, что ситуацию с историческим просвещением необходимо исправить немедленно, иначе существующее положение, по мнению историка, может привести к печальным последствиям.