Академики РАО пожаловались на ограничение своих прав
Изменения в устав Российской академии образования (РАО) недопустимо расширяют полномочия главы попечительского совета, бывшего министра просвещения Ольги Васильевой, заявили 20 академиков в письме помощнику президента РФ Владимира Путина Андрею Фурсенко, 6 мая сообщило агентство РБК.
Академики считают, что изменения в уставе РАО наделяют попечительский совет полномочиями, которые принижают роль академии. Они обратились в Администрацию президента с просьбой предоставить заключение на альтернативный вариант устава, разработанный самими академиками. Копии обращения направлены в Госдуму и Совет Федерации.
Бывший министр образования РФ, академик Владимир Кинелев заявил, что изменения в устав были внесены для того, чтобы удовлетворить амбиции бывшего министра просвещения Ольги Васильевой. «Складывается ощущение, что все последовательно делается, чтобы удовлетворить ничем не обоснованные амбиции Васильевой: из-за возможности стать академиком, минуя членкора, она сможет баллотироваться в академики. Потом у прошлого президента Зинченко вдруг появляется желание покинуть пост. Все происходящее грубо нарушает традиции РАО. В академию нужно избираться, а не внедряться», — отметил он.
Бывший заместитель министра образования РФ, академик Владимир Шадрин также считает, что полномочия Васильевой будут необоснованно расширены: «Свобода академии существенно ограничивается, а тенденциозные изменения в уставе наделяют попечительский совет и Васильеву надзорными полномочиями».
Читайте также: Голикова объявила о создании новых стандартов образования
Ранее, в августе 2020 года академики РАО проголосовали за новый устав академии, ограничивающий деятельность попечительского совета. Однако в конце 2020 года правительство РФ приняло изменения в устав РАО, расширяющие полномочия попечительского совета.
Напомним, Васильева была назначена главой попечительского совета РАО в марте 2020 года. До этого она возглавляла Министерство просвещения. Занимая пост министра образования, Васильева в 2017 году заявила, что образовательная система должна воспитывать человека-личность, творца, а не потребителя, комментируя слова бывшего министра Андрея Фурсенко о «квалифицированных потребителях».
Большинство академиков РАО стали таковыми в эпоху разрушения советской системы образования, в которой на смену «зуновскому» (знания, умения, навыки) был внедрен системно-деятельностный подход к обучению. В бытность Васильевой министром группа реформаторов советского образования обвинила ее в подготовке внедрения «зуновских» стандартов (ФГОС). В итоге она лишилась поста министра и началась разработка новых ФГОС, учитывающих особенности цифровой образовательной среды.
Появление «старорежимной» Васильевой в среде, сложившейся в ходе реформ образования, не могло не вызвать настороженности академиков, учитывая, что РАО фактически отвергла «зуновские» ФГОС. Демарш академиков является продолжением подковерной борьбы, которая никак не повышает качество образования в постсоветской России. Оно непрерывно ухудшается, независимо от того, кто возглавляет Минпросвещения или РАО.