1. Экономическая война
  2. Война за космос
Нью-Йорк, / ИА Красная Весна

В Индии испытан новый ракетный двигатель для смены орбит

Изображение: Сергей Кайсин © ИА Красная Весна
Пионер космоса
Пионер космоса

Ракетный двигатель CE20 для третьей ступени ракеты-носителя LVM3 успешно испытан в режиме многократного запуска индийскими специалистами, сообщает 19 ноября пресс-служба космического агентства Индии ISRO.

«7 ноября 2025 года на стенде для высотных экспериментов двигательного комплекса ISRO в Махендрагири в условиях вакуума был успешно испытан криогенный двигатель CE20, отработавший в режиме „самозапуск“ 10 секунд», — говорится в сообщении.

Согласно публикации, при однократном запуске СЕ20 был испытан еще в феврале 2024 года.

«Для будущих миссий потребуется несколько перезапусков двигателя CE20 в полете для обеспечения гибкости при многоорбитальных миссиях», — объясняется в публикации.

В свою очередь при номинальном режиме работы двигателя его зажигание производится подачей топлива в баки (т. е. при повышении там давления). После этого начинают работу турбонасосы, запускаемые устройством с газом, хранимом в специальных баллонах.

Таким образом, каждое новое включение двигателя потребовало бы дополнительного баллона с пусковым газом и связанных с ним систем. Их установка привела бы к снижению массы выводимого на орбиту полезного груза.

Чтобы избавиться от дополнительного оборудования, индийские инженеры использовали устройство, названное «многоэлементный воспламенитель». Оно было задействовано и в камере сгорания, и в газогенераторе. Режим работы с этим воспламенителем назван Boot-Strap.

«При испытании, после воспламенения камеры сгорания, газогенератор запускался при высоком давлении в баках, а турбонасосные агрегаты начинали работу без использования системы запуска», — говорится в сообщении.

Отмечается, что в итоге двигатель успешно отработал самозапуск, а потом вышел в установившийся режим работы.

Напомним, CE20 является кислородно-водородным двигателем. На испытаниях в прошлом году он показал тягу 22 тонны, что оказалось больше на 2 тонны, чем изначально планировали создатели.

Индия намерена, в частности, использовать данный двигатель для вывода своих пилотируемых космических кораблей «Гаганьян».