Австралийский сенат обнаружил, что законы страны не мешают отмывать деньги
Слабые и устаревшие законы допускают широкомасштабное отмывание денег в секторе недвижимости, что делает Австралию «предпочтительным местом» для потоков незаконно нажитых средств и «лишает многих австралийцев возможности владеть собственными домами», гласят результаты сенатского расследования, пишет 9 ноября Guardian Australia.
Сенат Австралии проводит анализ действенность законов Австралии об отмывании денег и борьбе с финансированием терроризма и в рамках этого процесса заслушал во 9 ноября антикоррупционную группу Transparency International Australia и ее директора, бывшего генерального юрисконсульта Austrac Рассела Уилсона.
Исполнительный директор Transparency International в Австралии Серена Лиллиуайт заявила, что Австралия стала «предпочтительным местом назначения» для потока незаконных средств, особенно для «доходов, связанных с коррупцией, которые слишком часто оказываются на рынке недвижимости».
Группа представила список из 10 публично опубликованных примеров, свидетельствующих об отмывании денег на рынке недвижимости, из Судана, Китая, Малайзии, Папуа — Новой Гвинеи. В примерах описывалось отмывание денег через собственность суданскими генералами, малайзийскими банкирами, политической элитой Папуа — Новой Гвинеи и высокопоставленными китайцами.
Лиллиуайт утверждает, что слабый австралийский режим борьбы с отмыванием денег, недостатки в корпоративном реестре и отсутствие реестра бенефициарных владельцев — всё это способствовало возникновению проблемы.
«Отмывание денег не является безликим преступлением… оно имеет разрушительные последствия как в Австралии, так и за рубежом, — сказала она. — Можно обоснованно утверждать, что это приводит к росту цен на недвижимость в Австралии и лишает многих австралийцев возможности владеть собственным домом».
Читайте также: За 40 лет жилье в городах Австралии подорожало, а зарплаты росли втрое медленнее
Законы Австралии о борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма в основном не менялись с момента их введения в 2006 году. Обещанный второй пакет реформ еще не реализован.
Лиллиуайт оговорилась, что она понимает, что юристы, бухгалтеры и агенты по недвижимости выступают против того, чтобы на них распространялось действие законов из-за значительного регуляторного бремени.
Сенатор от Либеральной партии Австралии Пол Скарр спросил, что, например, можно ожидать от малого бизнеса по передаче имущества, чтобы предотвратить отмывание денег. Уилсон ответил: «Например, просто выполнить поиск в Интернете, сенатор, который должен выявить, есть ли какие-либо проблемы, связанные с этим человеком, и соответствует ли этот человек определению политически значимого лица».
«Затем еще один шаг — ознакомиться с санкционным списком, доступным на веб-сайте министерства иностранных дел», — добавил он.
Transparency International предупредило о значительной зависимости Austrac от отчетности компаний для выявления отмывания денег и преступлений, мотивированных финансовыми причинами.
«Если отчитывающийся субъект не сообщает (или намеренно решает не сообщать) о пороговых транзакциях или сообщениях о подозрительных делах, единственным механизмом для выявления этих преступлений в распоряжении Austrac является ограниченный круг сообщений, получаемых от субъекта, совершившего преступление», — гласит отчет организации.
Агентство также собирало данные от «очень небольшой подгруппы тех организаций, которые используются для совершения или содействия совершению преступлений и отмыванию денег по финансовым мотивам», говорится в сообщении.
«Значительное число [случаев отмывания денег] в настоящее время происходит с помощью широкого спектра методов, которые в настоящее время не в состоянии обнаружить Austrac», — говорится в заявлении Transparency International.
Напомним, что ранее четыре банка «большой четверки» отказались прислать своих представителей на сенатское заседание, несмотря на то, что их индивидуально пригласили обсудить уровень инвестиций, необходимый для предотвращения системных нарушений законов по предотвращению финансовых преступлений. Их представляла Австралийская банковская ассоциация (ABA) — группа, занимающаяся лоббированием интересов 21 австралийского банка.
Читайте также: Коррупция в Австралии не роскошь, а средство победы на выборах. Мнение