1. Война с историей
Наталья Стрельцова / ИА Красная Весна /
«На рассвете — на передовую. Съемка в экстремальных условиях. Возвращение на перекладных в редакцию. Проявка пленки и ночная печать. И так ежедневно»

Великая Отечественная война. Редкие фотографии в Центре им. братьев Люмьер

Изображение: Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер ©
Михаил Грачев. В Москву с победой. 1945
Михаил Грачев. В Москву с победой. 1945

Подборку редких фотографий о Великой Отечественной войне в честь 75-летия Победы 8 мая представила московская «Галерея имени братьев Люмьер».

Изображение: Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер ©
Марк Марков-Гринберг. Отвоевались. Пленные немцы под Бобруйском, 1944 Современный отпечаток. 40 х 50 см. Бромсеребряная печать.
Марк Марков-Гринберг. Отвоевались. Пленные немцы под Бобруйском, 1944 Современный отпечаток. 40×50 см. Бромсеребряная печать.

В годы Великой Отечественной войны фотография не только информировала о том, что происходило на фронте, но и являлась весточкой с фронта для тех, кто трудился и ждал возвращения близких в тылу. Военная фотография ценна как документальное подтверждение событий с места действий и эмоциональная передача истории.

Изображение: Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер ©
Александр Петрусов. Встреча победителей. Возвращение с фронта, 1945 Винтаж. 29 х 39,4 см. Бромсеребряная печать
Александр Петрусов. Встреча победителей. Возвращение с фронта, 1945 Винтаж. 29×39,4 см. Бромсеребряная печать

Фотографы, снимавшие Великую Отечественную войну, начинали карьеру репортеров в 1920–1930-х годах XX века. Один из легендарных корреспондентов — это Марк Марков-Гринберг (1907-2006), который пошел на фронт связистом. Он вместе с катушкой телефониста взял с собой на передовую фотоаппарат «ФЭД». С 1942 года его определили в политотдел фотографом, а в 48-й армии он работал уже с газетой «Слово бойца».

«На рассвете — на передовую. Съемка в экстремальных условиях. Возвращение на перекладных в редакцию. Проявка пленки и ночная печать. И так ежедневно. Засыпал у увеличителя. Все кадры, связанные с Великой Отечественной войной, мне очень дороги. Особенно на Курской дуге. Радовался успехам моей армии и радовался приезду Евзерихина — связи с Большой Землей. Радовался времени, когда я мог выспаться. Убийственно хотелось спать», — из воспоминаний Марка.

Изображение: Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер ©
Михаил Трахман. Атака партизан. Ленинград, 1942
Михаил Трахман. Атака партизан. Ленинград, 1942

Военный корреспондент Совинформбюро Михаил Трахман (1918-1976) воевал с боевым оружием в руках в блокадном Ленинграде, Пскове и в Белоруссии. Был на передовой при освобождении Польши и Венгрии. С ним всегда была незаменимая «Лейка», снимая на которую, он запомнился как военный корреспондент.

«Много снимаю, хотя знаю, что 80% снятого пойдет в корзину, но снимать нужно, так как такие вещи бывают раз в жизни», — отмечал он в своем дневнике.

Изображение: Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер ©
Михаил Трахман. Стрелок ведет огонь по самолету противника. Ленинградские партизаны, 1941
Михаил Трахман. Стрелок ведет огонь по самолету противника. Ленинградские партизаны, 1941

В День Победы фотограф Александр Устинов переживал, что, ликуя со всеми, забывал свои репортерские обязанности запечатлеть радостные моменты на фото.

Изображение: Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер ©
Александр Устинов. Давай закурим! Дорога на Берлин. Апрель 1945 г., 1945 Поздний отпечаток. Тираж: 2/30. 30 х 40 см. Бромсеребряная печать.
Александр Устинов. Давай закурим! Дорога на Берлин. Апрель 1945 г., 1945 Поздний отпечаток. Тираж: 2/30. 30×40 см. Бромсеребряная печать.
Изображение: Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер ©
Александр Устинов. Поезда идут на фронт. Пляшет красноармеец В. Кочетков. 25 июня 1941 Поздний отпечаток. Тираж: 2/30. 30 х 40 см. Бромсеребряная печать.
Александр Устинов. Поезда идут на фронт. Пляшет красноармеец В. Кочетков. 25 июня 1941 Поздний отпечаток. Тираж: 2/30. 30×40 см. Бромсеребряная печать.

Военные снимки Макса Альперта многочисленны и хорошо известны.

«Но мне доставляет радость лишний раз засвидетельствовать, что многие из этих снимков делались в трудной и опасной обстановке, и для того, чтобы, не отступая, выполнять там, на фронте, свой долг, этот человек неизменно проявлял свойственное ему спокойное и молчаливое мужество», — отзывался о коллеге военный корреспондент «Красной звезды» Константин Симонов.

Изображение: Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер ©
Яков Рюмкин. Великая Отечественная война. Курская Дуга. Встреча с семьей. Под Белгородом. 1943 Винтаж. 14 х 22 см. Бромсеребряная печать.
Яков Рюмкин. Великая Отечественная война. Курская Дуга. Встреча с семьей. Под Белгородом. 1943 Винтаж. 14×22 см. Бромсеребряная печать.

В этом году центр фотографии «Галерея имени братьев Люмьер», расположенный в здании «Красного октября», отмечает свое десятилетие.

Изображение: Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер ©
Яков Халип. Ноктюрн на фронте. 1943 Винтаж. 40 х 60 см. Бромсеребряная печать.
Яков Халип. Ноктюрн на фронте. 1943 Винтаж. 40×60 см. Бромсеребряная печать.

В коллекции галереи находятся работы известных фотографов, снимавших события в годы Великой Отечественной войны, в том числе Якова Халипа, Макса Альперта, Марка Маркова-Гринберга, Михаила Трахмана, Александра Устинова, Якова Рюмкина, Евгения Халдея, Александра Петрусова, Михаила Грачева.

Изображение: Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер ©
Яков Халип. Барабанщики на Красной площади. 7 ноября 1934 г. 1934 Поздний отпечаток. Тираж: 7/30. 30 х 40 см. Бромсеребряная печать.
Яков Халип. Барабанщики на Красной площади. 7 ноября 1934 г. 1934 Поздний отпечаток. Тираж: 7/30. 30×40 см. Бромсеребряная печать.
Изображение: Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер ©
Яков Халип. Красная площадь. Салют Победы. Вид на ночной Кремль, 1945 Современный отпечаток. 30 х 40 см. Архивная пигментная печать.
Яков Халип. Красная площадь. Салют Победы. Вид на ночной Кремль, 1945 Современный отпечаток. 30×40 см. Архивная пигментная печать.