Философ-космист: миру необходим проект развития человека

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Панно «Космос»
Панно «Космос»

Проблема развития человека с особой остротой встала в XXI веке, заявил доктор философских наук, профессор Владимир Рыбин 6 июня на конференции «Философия общего дела Н. Ф. Фёдорова в контексте тем и проблем отечественной и мировой философии», сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Центральной проблемой философии русского космизма является выживание человека и человечества, обретение бессмертия. Философ подчеркнул, что речь не может идти лишь о бессмертии тела: «Нельзя брать просто биологическое выживание, человек включен в социум и, главное, в культуру. Для решения биологических проблем надо решать и социальные, причем в идейном контексте».

«Все социальные проекты — и правые, и левые — не имеют своего проекта развития человека. Все социальные проекты рассматривают человека в прикладном плане: как члена коллектива, как узкий профессиональный инструмент. Но жизнь человека к этому не сводится», — предупредил профессор.

Читайте также: Кургинян: человечество нуждается в неэкономическом оправдании

По словам философа, сведение человека к его функции возвращает нас во времена дохристианской античности, где «Аристотель рассматривал раба как говорящее орудие», и заводит человечество в тупик.

Из этого тупика должен был вывести Советский проект, во многом созвучный идеям русского космизма. Однако слова о новом человеке по большей части остались лишь декларацией и потерялись за прагматикой. Рыбин вспомнил о портрете Ленина кисти Петрова-Водкина, где Ленин изображен не на трибуне, а дома, читающим Пушкина.

Изображение: Кузьма Петров-Водкин
Портрет В. И. Ленина
Портрет В. И. Ленина

«Картина 1934 года. Ленин с картины смотрит на зрителя с неким вопросом и даже разочарованием. В 1934 году советский проект победил, идет индустриализация, он как бы спрашивает: „А дальше что?“ У Маркса не прописан проект развития человека, его уникальных способностей. Ленин как бы спрашивает: „А что вы будете делать на следующий день, если вам доверят в руки государство?“» — напомнил профессор.

Если проблема развития человека не будет решена, то будущее будет мрачным. По словам Рыбина, один из вариантов такого будущего готовит Герман Греф с его цифровизацией, фактически оборачивающейся цифровым концлагерем.

По словам профессора, наступает время делать выбор. Человек «должен определиться: идет ли он в помощники Грефу и становится потребителем, сначала теряющим духовность, а потом и материально обрекающим себя на погибель, или становится человеком-борцом со всеми этими явлениями».

Рыбин предупреждает, что мы находимся на переходном этапе, «это не только общий кризис капитализма, но и переходное состояние трансгуманизма. Возникла угроза не только социальному миру человека, но и его биологическому выживанию».

Напомним, 5–9 июня в Москве и Рязанской области проходят XVIII Международные чтения, посвященные 190-летию со дня рождения выдающегося российского мыслителя, родоначальника традиции русского космизма, теоретика библиотечного и музейного дела, педагога-новатора Николая Фёдорова.

Комментарий редакции

Сведение человека к человеку с маленькой буквы, который сначала «нормально» работает на производстве, а потом «нормально» потребляет произведенное другими, проблематизируется и с другой стороны. Надвигается повальная автоматизация, которая делает такого человека попросту ненужным.

Роботизация уже вытесняет складских работников, продавцов, уборщиков. На очереди таксисты и дальнобойщики. Занятые интеллектуальным трудом также не могут спать спокойно. Так, доступный автоматический перевод серьезно потеснил профессию переводчика.

Буржуазный мир не знает, что делать с человеком. Стимулируя научно-технический прогресс, буржуазия избавляется от человека в экономике. Одновременно снижается качество образования и уровень массовой культуры. Человека запирают в тупике неразвития.

Получается, что человек либо станет Человеком с большой буквы вопреки происходящему расчеловечиванию либо, оставшись человеком с маленькой буквы, будет сначала выброшен на обочину жизни, а потом и вовсе «оптимизирован» в результате жесткого или мягкого геноцида.