1. Политическая война
  2. Полемика о демократии
Париж, / ИА Красная Весна

Философ ответил на то, что полмира разочаровалось в западной демократии

Разочарование в западной демократии, зафиксированное учеными Кембриждского университета, прокомментировали французские эксперты, 4 января сообщает французское издание Atlantico.

Согласно кембриджскому исследованию, 58% мирового населения «не удовлетворены и разочарованы» демократией. В результате идет подъем популизма и рост насилия.

Чтобы разобраться с причинами этого, Atlantico обратился к французскому философу Иву Мишо, юристу из Фонда Жана Жореса Даниэлю Перрону и к директору Обсерватории общественного мнения при Фонде Жана Жореса Хлое Морен.

Люди видят, что они уже не могут никак повлиять на решения правящей элиты, действуя законным способом. Отсюда вытекают, с одной стороны, уличные беспорядки, а с другой — апатия избирателей, считают французские эксперты.

Морен и Перрон признают, что в памяти французов отпечаталась революция с ее жестким социальным противостоянием: «Но говорить, как некоторые, что у нас вот-вот начнётся террор, потому что такой-то имел глупость выйти с изображением президента республики, насаженным на пику, это преувеличение. Как и утверждения о том, что у нас якобы установилась диктатура».

Эксперты из Фонда Жореса вспоминают о том, что в истории было много кризисов власти: «Демагоги появились еще в Афинах. С ними боролись… Все формы власти оспаривались».

Морен и Перрон считают, что противники политических элит не есть противники демократии. Напротив, те же «желтые жилеты» убеждены, что элита отобрала у них демократию, и борются за ее возвращение.

Мишо отметил несостоятельность Евросоюза. «Навязанный» народам «идеал» не был воплощен в реальность: Европа оказалась разделена на три части. На упорядоченный «лютеранский Север», на страдающий от «тоталитарного» прошлого Восток и на Юг, «неспособный разобраться со своими долгами, государством всеобщего благосостояния и особенно со своей национальной политикой».

Философ пессимистичен и считает, что есть только два пути разрешения кризиса. Первый путь — это попытаться вернуть власть народу. Для этого необходимо бороться «с правящей „кастой“, внутренней или внешней», как во французской якобы национальной элите, так и в европейской бюрократии.

Философ настраивает на тяжелую борьбу: «Чтобы покончить с укоренившимися элитами, вцепившимися в свой бизнес, нужно что-то вроде „революций“, и с этой точки зрения уроки Французской революции таковы: устранять-то надо, но способов устранения не так уж много».

По словам Мишо, гражданин понимает всю иллюзорность демократии. Ее подлинная суть — служить «фиговым листком для власти каст, а также национальных, интернациональных и многонациональных бюрократий».

Второй путь — расслабиться и получить удовольствие. А именно признать популизм как норму и создать «популистское политическое предложение». По словам Мишо, время таких предложений наступило, но это не что-то вроде «демагогии» Марин Ле Пен и Жана-Люка Меланшона.

Если же ничего не предпринимать, предупреждает французский философ, «западные демократии продолжат загнивать под заинтересованным взглядом Трампа и Путина».