1. Экономическая война
  2. Электротранспорт
Пекин, / ИА Красная Весна

Эволюция электромобилей в Китае показывает мрачное будущее японских брендов

Изображение: Toyota
bZ4X Toyota
bZ4X Toyota

Японские автомобилестроители сталкиваются с туманными перспективами в условиях роста продаж электромобилей в Китае, сообщает 21 марта The Japan Times.

В мире бензиновых автомобилей японские автопроизводители являются признанными лидерами. Так, Toyota в течение последних трех лет удерживает титул автомобильной компании № 1 в мире, а Honda и Nissan входят в число наиболее продаваемых мировых марок.

Однако по мере ускорения перехода на электромобили японские гиганты сталкиваются с более жесткой конкуренцией со стороны таких «выскочек» автопрома, как Tesla и BYD. При этом нигде угроза «японцам» не является более очевидной, чем в Китае — крупнейшем в мире автомобильном рынке, где каждый четвертый автомобиль, проданный в прошлом году, был электрическим. По прогнозам, продажи электромобилей вырастут до 9 миллионов в 2023 году, достигнув уровня проникновения на рынок в 35%.

Продажи Honda и Nissan в Китае падают уже как минимум два года, в то время, как продажи Toyota в прошлом году снизились впервые за десятилетие. Хотя нехватка полупроводников, карантин из-за COVID-19 и связанные с этим проблемы в цепочке поставок сыграли свою роль, растущей проблемой является отсутствие привлекательных предложений электромобилей от этой троицы.

Китай приоткрывает окно в будущее, в котором эти японские титаны, сделавшие для массового распространения автомобилей больше, чем любые другие автопроизводители, падут со своего пьедестала, навсегда перевернув мировое автопроизводство. По данным Bloomberg Intelligence, Tesla является крупнейшим в мире производителем электромобилей по количеству проданных автомобилей, за ней следуют такие компании, как китайская BYD и европейский Volkswagen. Ни один японский автопроизводитель не входит в топ-20, что оставляет их на обочине самого быстрорастущего сектора автомобильной промышленности.

«Если японские автопроизводители продолжат консервативный и нерешительный подход к своим стратегиям в области электромобилей, то только вопросом времени станет, когда они потерпят неудачу на мировом рынке», — считает Йель Чжан, управляющий директор шанхайской консалтинговой компании Automotive Foresight.

В Китае японские автомобили в основном производятся и продаются через совместные предприятия с местными партнерами. Guangzhou Automobile Group имеет партнерские отношения с Toyota и Honda, в то время как поддерживаемая государством Dongfeng Motor Group имеет предприятия с Honda и Nissan.

Предприятия долгое время отличались хорошим соотношением цены и качества, надежными бензиновыми автомобилями средней ценовой категории — автомобилями стоимостью от 100 000 до 300 000 юаней (до 3,35 млн руб.). Компактный седан Nissan Sylphy, Toyota Corolla и Honda Civic известны в Китае как «три мушкетера» популярных японских автомобилей. В прошлом году Sylphy стала второй по продажам моделью в Китае, объем поставок составил 393 500 единиц. Corolla заняла 10-е место с результатом 191 610.

Но начиная с 2020 года, когда выход Tesla на китайский рынок электромобилей привел к росту цен, японское трио начало испытывать давление с обоих концов рынка. Tesla и местные электромобильные компании, такие как Nio и Xpeng, начали завоевывать лидирующие позиции, в то время как бюджетные автомобили, например, Hongguang Mini EV от General Motors и ее китайских партнеров, стали популярными у начинающих покупателей и стали самой продаваемой моделью в 2022 году.

Теперь BYD претендует и на средний рынок, где работают японские компании, с линейкой электрических моделей, подобных кроссоверу SUV Song PLUS, стоимостью от 140 000 юаней (1,55 млн руб.). Эта и другие популярные модели позволили BYD стать самым продаваемым брендом в 2022 году, поставив более 1,85 миллиона автомобилей.

«Японские совместные предприятия должны чувствовать большую угрозу», — говорит Ян Цзин, директор по корпоративным исследованиям Китая в Fitch Ratings. «Некоторые японские автопроизводители объявили о больших шагах в своей стратегической перестройке. Одна из причин заключается в том, что электрификация китайского рынка произошла быстрее, чем они ожидали», — сказала она.

Японским компаниям следует лучше продвигать свои гибридные предложения, чтобы получить преимущество в Китае, заявил Цуй Дуншу, генеральный секретарь Китайской ассоциации легковых автомобилей. По его словам, преимущества гибридов, популярных в других странах среди тех, кто стремится совершить полный электрический скачок, не были эффективно пропагандированы в Китае.

Тем не менее Nissan в прошлом месяце снизил свой целевой показатель электрификации в Китае с 40% до 35% продаж в 2026 финансовом году, хотя и заявил, что к тому времени 98% продаж в Европе будут гибридными или полностью электрическими.

Главный операционный директор Ашвани Гупта сказал, что это связано с тем, что местные бренды «лидируют» в Китае. Поскольку в Китае предлагались только два электромобиля — Ariya и электрическая версия Sylphy, на долю этой категории в третьем квартале прошлого года пришлось всего 1% продаж Nissan в этой стране. В то время как компания планирует выпустить 19 электромобилей на батареях и 35 гибридных моделей к 2030 году, следующий электрический внедорожник появится не раньше 2024 года.

Представитель Honda заявил, что китайские компании имеют преимущество перед японскими автопроизводителями в закупке чипов и других запчастей, заявив, что падение продаж является «проблемой производства», а не непривлекательностью автомобилей Honda для китайских потребителей.

Представитель Toyota заявил, что, несмотря на обеспокоенность по поводу торговых трений между США и Китаем, автопроизводитель ожидает «достижения стабильного роста» в Китае.

У компании все еще есть поклонники в Китае, которые годами ездят на седанах фирмы Toyota. Они по мнению фирмы останутся верны и ее электрокарам.