Археологи выявили раннюю версию древнеегипетской «игры смерти»

Древнеегипетская доска для настольной игры сенет, находящаяся в Египетском музее Розенкрейцеров (Rosicrucian Egyptian Museum) в Калифорнии, представляет самый ранний этап трансформации этой игры от развлечения к символическому изображению канала связи мира живых и мертвых или путешествия в загробном мире. Об этом рассказал археолог из Маастрихтского университета Уолтер Крист (Walter Crist) в научном «Журнале египетской археологии» (Journal of Egyptian Archaeology). 6 февраля материал об этом опубликовал журнал Science.

Египетский музей Розенкрейцеров в Сан-Хосе обладает одной из самых больших коллекций древнеегипетских предметов в Северной Америке, одним из которых является доска для игры сенет. Специалист определяет ее возраст в 3 500 лет.

Сенет известен с древности. Археологические находки говорят о том, что уже в 3 500 году до н. э. в Древнем Египте в нее играли. Правила ее до конца не ясны. Но известно, что в ней использовалось поле, состоящее из 30 клеток (3×10).

Два человека получали по пять фишек, которые они должны были провести через это поле раньше соперника. На игровом поле были не только клетки для хода, но и особые. Сейчас такие бы назвали «пропуск хода» или «бросить шестерку».

Долгое время игра носила чисто развлекательный характер. Но, как говорится в публикации, в 2 300 году до н. э. «египетское искусство … начало изображать мертвого обитателя гробницы, играющего в сенет против живых друзей и родственников». А во втором тысячелетии «египетские тексты стали описывать игру как отражение движения души через Египетское царство мертвых — называемое Дуат — к загробной жизни».

3300 лет назад само игровое поле резко изменилось — со светского на религиозное. На нём появились, например, квадраты, на которых размещался символ души. К этому же времени в древнеегипетских гробницах появились рисунки, где изображают покойного, играющего в сенет с невидимым противником — своей же душой. А доска приняла вид, который сохранила вплоть до конца римской эпохи.

Как пишет Уолтер Крист, доска в музее Розенкрейцеров возможно показывает самый ранний этап ее преобразования от светского к религиозному. На ней еще отсутствуют клетки, изображающие душу. Но на одной из клеток появляется символ воды. «Археологи полагают, что это указывает на какое-то озеро или реку, которые, по мнению египтян, душа встретила во время своего путешествия через Дуат», — объясняется в статье.

«Это может быть один из первых случаев, когда … путешествие через загробную жизнь визуально отображается на доске», — подчеркивает Уолтер Крист.

Археолог из Калифорнийского университета в Дэвисе Джелмер Эркенс (Jelmer Eerkens) отмечает, что данная ситуация соответствует тому, что известно об эволюции игр. А именно: медленная трансформация с длительными периодами застоя и внезапные импульсы быстрых изменений, возможно, всего за несколько десятилетий. Он предполагает, что доска отображает «позднюю стадию быстрых изменений», запечатлев «мимолетный момент, когда дизайн доски сенета впервые» показал роль игры, как «игры смерти».