1. Война с историей
  2. Память о Николае II
Хабаровск, / ИА Красная Весна

Итоги конкурса: Николай II может остаться без арки в Хабаровске

Изображение: Цитата из х∕ф «Агония». Реж. Элем Климов. 1981. СССР
Николай II Романов
Николай II Романов

Итоги открытого конкурса на лучший проект создания Триумфальной арки на Комсомольской площади в центре Хабаровска были подведены муниципальными властями, сообщает 6 декабря издание DVhab.ru.

Некоторых краевых общественников в течение нескольких лет мучало то, что в центре города нет арки цесаревича Николая, будущего последнего российского императора. В связи с этим был объявлен муниципальный конкурс на лучший проект арки, в котором приняло участие порядка двух десятков архитекторов.

Было предложено несколько проектов, которые, как утверждает главный художник Хабаровска Сергей Пеньков, в основном строились вокруг постройки арки в виде, максимально приближенному к историческому — из древесины. Однако, были варианты и из металла, и даже пластика.

Варьировалось и предполагаемое месторасположение арки — от Комсомольской площади, где она недолго простояла в начале прошлого века до «Платинум арены», которая является главной хабаровской площадкой для соревнований по хоккею с шайбой. Кто-то предлагал установить сразу несколько арок.

«А в одном из проектов автор предлагает не только воссоздать сразу обе арки — и основную, и „запасную“, но и присовокупить к ним макет парохода „Ингода“ в натуральную величину — копию того, на котором цесаревич Николай прибыл в Хабаровск. По замыслу художника, символический корабль должен „бросить якорь“ в парковой зоне городской набережной», — поделился Пеньков творческим полетом мысли некоторых конкурсантов.

По итогам конкурса было определено три победителя. За первое место предусмотрена награда в размере 80 тыс. рублей, за второе — 60 тыс. рублей и 40 тыс. за третье. На середину декабря уже запланировано вручение наград. Однако, как отметил Пеньков, победа в конкурсе, по большому счету, вовсе не означает, что проект будет обязательно реализован.

«Победа в конкурсе вовсе не означает, что какой-то из трех выигравших проектов будет немедленно воплощен в жизнь. Начнем с того, что все три требуют серьезной доработки. Необходимо также принять нелегкое решение и по месту установки Триумфальной арки. А от этого, в свою очередь, зависит окончательный выбор проекта, который будет принят за основу. Но, самое главное, хабаровчане еще пока не пришли к единому мнению в вопросе — так ли необходимо городу воссоздание этого объекта: быть арке в Хабаровске, или не быть вовсе», — заявил Пеньков, справедливо подметив, что граждан не спрашивали, нужна ли им арка в честь императора, не удержавшего страну от развала.

Отметим, что Триумфальная арка в честь цесаревича Николая в Хабаровске является мечтой хабаровского предпринимателя Валерия Хидирова. Ранее он уже продвинул идею установки памятника Дерсу Узала, герою одноименного произведения дальневосточного писателя Владимира Арсеньева.

Отметим, что арка, установленная в 1891 году, действительно простояла в Хабаровске до начала 20-х годов XX века. Она была установлена в честь приезда в Хабаровск цесаревича Николая Романова, который столь же триумфально, как и название арки, потерял власть и не удержал империю от распада. Арка стояла близ здания Амурского речного пароходства на улице Тургенева, а в 1924 году была снесена.

При этом была и «запасная» или «нижняя» арка на случай, если бы корабль с цесаревичем причалил в ином месте. Поскольку запасной аркой Николай так и не воспользовался, ее порубили на дрова. А после распада Российской Империи пропала и любая необходимость в «основной» арке.

Как отмечало ранее ИА Красная Весна, далеко не все в Хабаровске одобряют затею восстановления арки цесаревича на прежнем месте. Так, по мнению советника Российской академии архитектуры Александра Мамешина, архитектурный ансамбль города сильно изменился за прошедшую сотню лет, поэтому, по его мнению, арка перегрузит и без того нагруженную Комсомольскую площадь излишней помпезностью. Кроме того, он убежден, что желание ее установить — это попытка переписать прошлое страны путем идеализации эпохи Романовых.