Девять месяцев без руководства в стране. Что привело к протестам в Ираке
Ирак оказался в тупике более чем через девять месяцев после выборов в парламент, распри между шиитскими и курдскими группировками препятствуют формированию правительства и реформам, 27 июля сообщает Reuters.
Спустя более девяти месяцев после октябрьских выборов законодатели, которым было поручено выбрать президента и премьер-министра, не приблизились к соглашению, в результате чего страна провела рекордные 290 дней без главы государства или кабинета.
Последний самый длительный тупик был в 2010 году, когда после 289 дней нерешительности премьер-министр Нури аль-Малики был избран на второй срок.
Уходящее правительство премьер-министра Мустафы аль-Казыми продолжает управлять страной. Если стороны не смогут договориться о новом правительстве, Казыми может остаться на посту временного главы государства до проведения новых выборов.
Тысячи сторонников популярного шиитского священнослужителя Муктады ас-Садра поздно вечером 27 июля ворвались в пустой парламент Багдада, скандируя лозунги против политических соперников всего через несколько дней после того, как в парламенте договорились о возможном премьер-министре.
Паралич оставил Ирак без бюджета на 2022 год, задержав расходы на столь необходимые инфраструктурные проекты и экономические реформы.
Иракцы говорят, что ситуация усугубляет нехватку услуг и рабочих мест, несмотря на то, что Багдад получает рекордные доходы от продажи нефти из-за высоких цен на нефть и страна не участвует в крупных войнах с момента разгрома «Исламского государства» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) пять лет назад.
«Правительства нет, а значит, и бюджета нет, улицы по-прежнему изрыты ямами, электричества и воды мало, а здравоохранение и образование плохие», — сказал Мохаммед Мохаммед, 68-летний государственный служащий в отставке из южного города Нассирия.
Те же условия, которые описал Мохаммед, вызвали массовые протесты в Багдаде и на юге Ирака в 2019 году.
Демонстранты требовали отстранения партий, которые пришли к власти после вторжения США в 2003 году, когда был свергнут глава Ирака Саддам Хусейн. Тогда с 2019 года люди вышли на митинги и обвинили действующую власть в безудержной коррупции, которая остановила продвижение Ирака вперед. Силы безопасности убили сотни протестующих, и протесты прекратились в 2020 году.
Казыми вступил в должность в качестве компромиссного кандидата в ответ на демонстрации, пообещав наказать убийц протестующих и провести досрочные выборы, которые состоялись 10 октября 2021 года.
Но большинство протестующих потеряли надежду на перемены.
«Какое бы правительство ни было сформировано, оно будет состоять из людей и партий, которые убили наших друзей», — сказал Али аль-Хаяли, антиправительственный активист, участвовавший в демонстрациях.
Ссорящиеся стороны
Формирование иракского правительства часто занимает месяцы и требует участия всех основных политических партий.
После свержения Саддама Хусейна шиитские партии, представляющие демографическое большинство страны, определили, что пост премьер-министра будет отдан шиитам, курды получат пост президента, а сунниты — спикера парламента.
Обострение разногласий внутри этих групп сделало этот процесс особенно долгим.
В лагере шиитов победу на выборах 2021 года одержал ас-Садр. Но он отозвал всех своих 74 однопартийцев из парламента в июне после того, как ему не удалось сформировать правительство, исключающее его соперников-шиитов, большинство из которых поддерживаются Ираном и имеют хорошо вооруженные военизированные подразделения.
Уход Садра уступил этим партиям десятки мест, но политик указал, что может вызвать волнения среди своей многомиллионной народной базы поддержки — и его собственной милиции — если в парламенте попытаются сформировать правительство, которое он не одобряет.
Садр в этом месяце фактически наложил вето на кандидатуру главного соперника Малики, обвинив бывшего премьера в коррупции.
Соперники Садра выдвинули другого кандидата, Мохаммеда Шию аль-Судани, на пост премьер-министра, но Садр, похоже, выступает против его кандидатуры, потому что тот является союзником Малики.
«Судани — всего лишь тень Малики», — сказал член политической партии Садра, говоривший на условиях анонимности.
27 июля сторонники Садра ворвались в укрепленную «Зеленую зону» Багдада, в которой расположены иностранные посольства и правительственные здания в центре Багдада, проходя мимо полиции и скандируя «Малики, ты мусор».
«Мы будем проводить демонстрации до тех пор, пока не исчезнут коррумпированные политики и группы, поддерживаемые Ираном», — заявил шейх Сафаа аль-Багдади, религиозный учитель, незадолго до того, как протестующие вошли в парламент.
Разногласия между основными курдскими партиями, которые управляют полуавтономным Курдистаном на севере Ирака, тем временем препятствуют выбору президента, который, будучи выбран парламентом, назначает премьер-министра.
Представитель от партии Патриотический союз Курдистана занимал пост президента с 2003 года. Их соперники, Демократическая партия Курдистана (ДПК), которая на сегодняшний день получила наибольшее количество голосов курдов, настаивают на своем собственном кандидате в президенты. Ни одна из сторон, похоже, не желает уступать.
«До сих пор мы не смогли прийти к согласию. Пост президента не должен быть пожизненным для одной курдской партии», — сказал Ширван Дубардани, депутат от ДПК.