Театральный фестиваль в Нижнем Новгороде собрал аншлаг
Центральным событием восьмого дня IX театрального фестиваля им. М.Горького в Нижнем Новгороде стала постановка Юрием Грымовым пьесы Е. Нарцизовой-Шипуновой «Ничего, что я Чехов?», 21 октября сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
В зрительном зале Нижегородского театра драмы, где идет постановка, сейчас аншлаг.
Читайте также: На фестивале в Нижнем Новгороде показали «Детство» Горького
На состоявшейся перед спектаклем пресс-конференции Грымов, пришедший в сопровождении практически всех приехавших на фестиваль актеров театра, в частности сказал:
«Наш театр один из самых быстроразвивающихся в Москве. И по приросту зрителей, и по росту зарплат актеров, которые мы увеличиваем каждый год. Есть и творческий рост. Мы планируем постановку „Война и мир“ Льва Толстого. И хотя великий Толстой сделал все, чтоб его не инсценировали в театре, но он не знал, что появится театр „Модерн“ и мы справимся. Наш театр достоин внимания и достоин обсуждения. Мы обязательно придем всей труппой на обсуждение после спектакля. Нам полезно знать мнение жюри. И у нас давно есть в театре такая практика встречи со зрителем».
Вопрос: Пока не прозвучало мнение жюри, может быть, Вы представите свой спектакль?
Юрий Грымов: Спектакль приурочен к Году театра в России.
Великий актер, педагог, режиссер Михаил Чехов и его жена, актриса Ольга Чехова — легенды театра, чьи имена прошли сквозь время. История их жизни окутана не только мифами, но и мечтами многих актеров подражать им. Сегодня ни в кино, ни в театре почти ничего не говорится об этой паре. А Михаил Чехов создал актерскую школу Америки. Он там гораздо более известен, чем Станиславский.
В спектакле «Ничего, что я Чехов?» жизненный путь гениев неразрывно связан с историческими эпохами — дореволюционной, революционной, военной. Их судьбы пересекаются с Ольгой Книппер-Чеховой, Константином Станиславским, Евгением Вахтанговым, Лаврентием Берия, Мэрилин Монро, Адольфом Гитлером и другими. По некоторым сведениям, в военное время Ольга Чехова работала на три разведки.
Но постановщиков интересуют не эти сенсационные подробности. Актеров и режиссера интересует судьба великой женщины, которая умудрилась не только выжить, но многое преодолела и как феникс восстала из пепла и осталась сама собой.
Сложно в постановке то, что перед зрителем проходят практически 40 лет. Поэтому одного персонажа играют несколько актеров, показывая его в разные годы. Это не простая история для всех. Кому бы мы ни показывали пьесу, никто не знал, как это поставить…
Вопрос: Почему эту постановку Вы называете рубежной для себя? Почему вы считаете, что после нее появился «новый Грымов»?
Юрий Грымов: Потому что это преодоление. Как режиссер я появился после «Казуса Кукоцкого». Здесь я тоже преодолел барьер. И за это я благодарен труппе театра. Потому что пьесы не было. Не было драматургии. Были зарисовки о великих людях. Поставив процентов 70 уже, я думал отказаться от проекта, вернуть деньги в департамент культуры.
Мне не нужен спектакль для галочки. Мне надо, чтобы зритель почувствовал то же что и я. Чтоб я донес до него мысль. И мы вместе справились с труппой. И теперь я считаю, что знакомство с нашим театром надо начинать с этого спектакля. С Чехова. Если вы хотите понять, для чего мы создали коллектив и театр, то надо смотреть спектакль.
Вопрос: Как вы относитесь к современным вариантам театра? В частности к «директорскому» театру и театрам где есть худрук и главный режиссер?
Юрий Грымов: Я против этого. Что значит «директорский» театр? В русской опере не было режиссера. Но его функции выполнял композитор. То есть режиссер все равно был. Здесь так же. Это симбиоз. У нас в театре есть профессиональный театральный менеджер, и он нас всех спасает. Это важно. Или вот сейчас придумали «проектный театр». Собирают отовсюду разных актеров. Это все пришло из оперы. Там можно набрать разные голоса. Там все на этом построено.
Но театр так не работает. И с театром так не будет. Особенно с русским. Русский театр — это семья. Это возможно только в состоянии Коллектива. Когда люди входят в отношения, притираются друг к другу, настраиваются. Нельзя допустить, чтобы труппа работала на одного. Пусть и звездного. Нужен ансамбль. Это трудно — создать коллектив. Это жертвенно. Но иначе театр погибнет.
Нельзя также говорить, что вот наш театр «классический», или наоборот, «современный». Это театральная общественность должна сказать. Пусть субъективно. Но со стороны! Поэтому приходите на спектакль. Посмотрите.
Читайте также: Берлинский русский театр выступил в России
Напомним, прошла первая неделя работы IX театрального фестиваля им. Максима Горького, который начался 14 октября. Двухнедельный фестиваль проводят один раз в два года в Нижнем Новгороде. IX театральный фестиваль им. М. Горького продлится до 26 октября.