1. Социальная война
  2. Образование в России
Санкт-Петербург, / ИА Красная Весна

Психолог: личность ребенка формируется по образу и подобию значимых людей

Изображение: © Красная Весна
Дом ученых им. М. Горького РАН. Круглый стол секции психологии Санкт-Петербург. 22.02.2018 г.
Дом ученых им. М. Горького РАН. Круглый стол секции психологии Санкт-Петербург. 22.02.2018 г.

Об особенностях создания коллектива и его роли в формировании человека рассказал доктор психологических наук, профессор Валерий Ситников 22 февраля на круглом столе «Психопедагогика коллективной творческой деятельности», сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Круглый стол был организован секцией психологии Дома ученых им. М. Горького РАН. Валерий Ситников отметил, что личность человека формируется лишь при вступлении в отношения с другими людьми. Это значит, что мощным фактором для воспитания ребенка является группа, в которую он включен. Ребенок формирует себя по образу и подобию тех, кто для него является значимыми ориентирами. Именно поэтому в воспитании большую роль играет содружество поколений. Профессор пояснил, что личность ребенка формируется не знаниями. Она формируется личностями старших участников коллектива.

Валерий Ситников отметил, что именно в коллективе наиболее полно может реализоваться человек для достижения общей цели. Он подчеркнул, что на Западе это уже поняли, и методика создания коллективов, разработанная отечественным педагогом А. С. Макаренко, востребована в капиталистическом мире для создания команд на предприятиях.

Методика применялась Макаренко для создания коллективов в условиях колонии и была очень эффективна. Дети и подростки, с которыми он работал, были трудными, многие — с криминальным прошлым. Однако среди выпускников коммун, которыми руководил Макаренко, не было рецидивов. Созданный в коммуне коллектив мотивировал не возвращаться в криминальный мир.

Другой советский педагог и философ, И. П. Иванов, показал возможность использования закономерностей формирования коллектива, описанных Макаренко, вне пенитенциарной системы. Результатом стала система коллективной творческой деятельности. Система Иванова уникальна тем, что это единственная в мировой истории педагогическая система, которая распространялась не взрослыми, а детьми. Валерий Ситников рассказал, как в 1961 году трое вожатых и пятеро ребят из штаба пионерского актива Ленинграда, ранее участвовавших в творческих коллективных делах, были приглашены в лагерь «Орленок». За смену, которая тогда длилась 40 дней, они настолько вдохновили пионеров лагеря, что к 1963 году в стране возникло более 500 клубов юных коммунаров — в крупных и малых городах, в деревнях.

Одной из обязательных составляющих, необходимых для создания коллектива, является действие. Валерий Ситников привел лозунги коллективов, создаваемые самими ребятами в клубах юных коммунаров — «законы-заповеди социального творчества». Среди них был лозунг: «Вместе с коллективом перспективу строй, завтрашняя радость — не покой, а бой».

Напомним, что Игорь Петрович Иванов — автор концепции коллективного творческого воспитания, лежащей в основе коммунарской методики. Один из его последователей, недавно ушедший из жизни, Ричард Соколов, сформулировал определение коммунарства так: «Это моделирование в локальных условиях идеального общества будущего».

Комментарий редакции

Трудно переоценить важность вклада, который внесли А. С. Макаренко и И. П. Иванов в мировую педагогику. К сожалению, востребованная для создания команд в бизнесе, эта методика не интересует современных стратегов, которые формируют повестку дня в образовании. Почему? Ведь внедренная в массовом масштабе, она бы могла снизить преступность, повысить созидательный потенциал нового поколения, да и просто кардинально улучшить жизнь в морально-нравственном аспекте. Не потому ли закрывают на нее глаза, что воспитанные в коммунарских коллективах личности окажутся невыгодны нынешней системе потребления?