1. Социальная война
  2. Встречи с директорами московских школ 17 декабря 2017 г.
Онлайн-трансляция ИА Красная Весна / Обновлено в 

Клубный день в московских школах. Прямая трансляция

Образование © ИА Красная Весна
Образование © ИА Красная Весна

17 декабря московские школы открываются для всех, кто хочет поговорить с директорами, учителями и экспертами о наболевшем. Обсуждать проблемы российского образования отправились корреспонденты ИА Красная Весна.

Сначала новые сообщения / в хронологическом порядке

Трансляция завершена.
17 декабря корреспонденты ИА Красная Весна посетили ряд московских школ. Директорам и завучам школ были заданы вопросы о системе дополнительного образования, о создании образовательных холдингов, об исполнении майских указов президента и о патриотическом воспитании в школах.
В большинстве школ мероприятие носило отчетно-праздничный характер, были организованы концерты, экскурсии и мастер-классы. В некоторых школах беседы с гостями не проводились, а задать вопросы было предложено по электронной почте.

В ГБОУ Школа N1862 была заявлена тема встречи с родителями «Поле выбора образовательных программ (медицинский, инженерный, социально-экономический профили, математические классы, углубленное изучение английского языка)». Фактически же оказалось, что это собрание для родителей 8-х классов по подготовке формирования списков предпрофильных 9-х классов. Завуч представила содержательную презентацию о направлениях образовательных программ. Директор школы добавил, что из почти 100 московских школ только в 50 будет организовано профильное образование с поддержкой и связью с вузами. На свободные места будут принимать учеников других школ. В предыдущем году было принято 30 человек. Родители задавали множество вопросов. Собрание длилось два часа. Другие вопросы школьного образования не поднимались.

Директор школы № 90 для детей с особенностями развития в беседе с нашим корреспондентом дал подробные ответы о существовании дополнительного бесплатного образования со скидками для матерей-одиночек и т.п. Особый уклон в этой школе делается на трудовое воспитание детей: есть столярные, слесарные, картонажные мастерские.

Особо хочется отметить, что дети со средней степенью умственной отсталости и тяжелой обучаются в разных зданиях и не мешают друг другу в образовательном процессе.

Дети этой школы с ослабленным здоровьем — за ними следит медсестра и 2 раза в неделю приходит врач, по необходимости, вызывают скорую помощь, предупредив родителей.

В школе учится некоторое количество детей из Детского дома, в случае осуществления опеки над ребенком, он не прерывает обучение в данной школе.

В беседе с корреспондентом ИА КВ член Управляющего совета школы №345, депутат Совета депутатов Басманного округа Олег Эстон обосновал укрупнение образовательных комплексов возможным исчезновением школы как таковой при сегодняшних мировых инвестициях в удаленное образование.
«Я с удивлением узнал, что больше всего международных финансов сейчас вкладывается в удаленное образование. Т.е. сейчас в передовых странах мира целая тенденция обучения удаленно. Технологии все совершенствуются и совершенствуются, а денег туда вкладывается все больше и больше. Специалисты посчитали, что, вполне вероятно, через 30 лет школа исчезнет как таковая при таких инвестициях. И учитель исчезнет. Человек будет покупать программный продукт, очень дорогой, созданный такими корпорациями, как Microsoft, который будет называться «курс математики, 1-й класс», который будет и интерактивный, и с помощью мультиков, и с помощью всего. Может так сложиться, что через 30 лет родители проголосуют за удаленное образование на дому. Будут родители, которые скажут: «Программный продукт гораздо лучше учит, чем какая-то Любовь Васильевна, которая что-то может сказать, что-то не сказать. Плюс интерес ребенка». Эти программные продукты уже сейчас так раскупаются, что мы через 30 лет можем прийти к тому, что в школу придут 3 человека. Мир настолько быстро меняется, что о многих вещах, тенденциях и вызовах мы — родители — можем даже и не знать. Почему объединили школы? Правильно это или нет? Я думаю, что правильно. Хотя у нас — у родителей — на поверхности есть ощущение, что неправильно».

Корреспондент ИА Красная Весна узнал мнение директора школы № 345 Натальи Тверской об утверждении Макаренко, что директор должен быть главным педагогом в школе и должен знать всех детей.
«Всему свое время. Когда школа была небольшая, по 300 человек в школе, и главная задача директора была педагогическая, то это совершенно правильно. Любой директор должен был знать каждого ребенка в лицо. Он — педагог педагогов. Выбирали лучшего, самого опытного педагога. И поэтому он был педагогом и для учителей, и для родителей, и для детей. Задача перед ним ставилась одна. На сегодняшний день задача перед директором ставится другая. Это создание условий, чтобы вся эта система работала. Поэтому директор не может всех знать, у него другие задачи. Поэтому у меня есть в каждом учреждении главный администратор, — мини директор, — у которого задачи чисто педагогические. Вот он как раз каждого ребенка все-таки знает. А в мои функции входят стратегические задачи».

Корреспонденты ИА Красная Весна узнали, что в школах есть учителя, которые занимаются патриотическим воспитанием намеренно бесплатно, потому что не хотят лишней писанины и отчетности. Они осуществляют учебный процесс так, как считают правильным, и не дожидаются указаний.

«Вышел я из школы с ощущением, как будто меня до отвала накормили халвой, причем без чая. Все у нас хорошо, все важные кружки бесплатно, в случае угрозы здоровья немедленно вызваем скорую помощь, с телефонами на уроках боремся, до минимальной зарплаты учителю хватает 25 часов в неделю, И вроде неплохая женщина (учитель, выступавший на Клубном дне, — прим. ИА Красная Весна), видно, что дети ее любят, воспитанные, а она испуганная какая-то, она со мной общалась, как с начальником, при котором ни в коем случае нельзя выносить сор из избы, все хорошо, у нас все хорошо», — поделился один из корреспондентов своими впечатлениями.

В школе № 1874 на северо-западе Москвы в актовом зале прошли театральные постановки спектаклей театра-студии «МАСка». Показали «Барышню-крестьянку» и шуточный спектакль с отсылкой к «Ревизору» Гоголя. В перерыве между спектаклями была представлена презентация о программах дополнительного образования, реализуемых в школе. Согласно представленным данным, в школе 82 программы доп. образования реализуются за счет бюджета и 39 программ — платные. Преподаватель музыки и, по совместительству, руководитель театра-студии, которая была ведущей Клубного дня в школе рассказала, что все бесплатные программы являются полноценными кружками, в них занимается абсолютное большинство школьников. На ее взгляд, все востребованные кружки являются бесплатными, в частности, популярные кружки по программированию идут только за счет бюджета.

Учителя приветствуют стенгазету «Шаги истории», которую выпускает общественная организация защиты семьи «Родительское Всеросийское Сопротивление». Педагоги сообщили, что с удовольствием пользуются газетой и мечтают об организации патриотических уголков или коридоров воинской славы. При этом очень важным учителя считают, что подобные места в школе обязательно должны быть как-то выделены, освещены, чтобы имелась возможность проводить там уроки истории, а не просто хранить материалы в дальнем углу в темноте для галочки.

Кроме директоров, корреспондентам удалось пообщаться с учителями, которые имеют свое, не такое благостное мнение по поводу учебного процесса. Огромное возмущение вызывает снижение авторитета учителя. Хорошо, когда любой родитель может написать жалобу и его услышат. Но когда пишут абсолютную глупость, а после этого учителя заставляют делать объемное объяснение очевидных вещей, это угнетающе.

Родитель не должен рассказывать учителям, как учить детей. При этом современная политика в сфере образования создает такую ситуацию, когда любой родитель считает своим правом поучать педагогов. Некоторые учителя отмечают, что учитель должен иметь активную патриотическую гражданскую позицию. Но современное школьное образование, в котором воспитательная функция минимизирована, ограничивает возможность педагога транслировать эту позицию и даже спорить с детьми, не подвергаясь риску последующих жалоб и разбирательств с родителями.
Учителя отмечают очень высокую загруженность и необходимость готовиться к множеству самых разных мероприятий. Они вынуждены по шесть-семь дней проводить в школе на занятиях, а ведь нужно еще и к урокам качественно готовиться!
Ярый протест учителей вызывает деятельность Директора Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки РФ Исаака Калины, который, по словам педагогов, «опускает» директоров школ на совещаниях по любым глупейшим поводам. В результате руководители не готовы защищать учителей, так как боятся получить страшный нагоняй от Калины. Учителя считают, что И. Калина проводит политику снижения авторитета учителя и пытается окончательно закрепить за ним роль работника, оказывающего ученикам услуги. В результате падения авторитета учителя ребенок попадает под влияние деструктивных личностей, таких, например, как блогер Навальный, его оказывается легко втянуть в суицидальные сетевые игры (нашумевший «Синий кит»). 

В школах №867 и №1929 корреспонденты спросили о том, как при отсутствии в штате школы медицинского персонала теперь решаются вопросы со здоровьем детей.
Директора ответили, что, несмотря на отсутствие медсестры в штате, она в школе есть. Кроме того, по их словам, разработаны четкие инструкции, как поступать в случае болезни и травм ребенка, при возникновении таких случаев всегда вызывается скорая помощь.

О платных и бесплатных кружках в школе №1929 на вопрос корреспондента ответил директор Владимир Щербань. «Подготовки к ЕГЭ у нас в принципе не существует, поскольку любой обучающийся, нормально осваивающий образовательные программы на уровне среднего общего образования, способен сдать эти экзамены», — заявил Щербань. Все остальное — расширение за пределы учебников, и здесь есть как бюджетные, так и внебюджетные занятия по такому дополнительному образованию. «Соотношение у нас сейчас почти равное, причем перевес в сторону бюджетных курсов», — сказал директор, уточнив, что занятия на бюджетной основе составляют около 55%, на внебюджетной — примерно 45%. Он рассказал, что в школе есть и планируются занятия, находящиеся «рядом» с предметными областями. В качестве примеров бюджетных программ он привел «Курс юного химика», в котором ребята в числе прочего выделяют хлорофилл, делают вытяжки из растений, работают с индикаторами, а также программу «Полет на Марс» — дети посещают Московский планетарий. «Качественное техническое образование, поскольку мы очень заинтересованы в развитии данного направления, мы делаем на бюджете», — рассказал Щербань. Среди других бесплатных востребованных кружков в школе есть шахматы, изобразительное искусство, керамика, бисероплетение и даже туризм.
Из внебюджетных направлений Щербань рассказал о расширенных курсах биологии и химии, читаемых педагогами мединститута. Спортивные секции тоже в основном платные, отметил директор, уточнив, что стоимость их невысокая. При этом для многодетных семей, по его словам, есть скидка порядка 60%, а по отдельным обращениям Управляющий совет может принять решение о бесплатном посещении секции.


Основная ответственность за эффект «Коли из Уренгоя» лежит на семье ребёнка, заявила заместитель директора Курчавской школы по дошкольному образованию Новикова Жанна 17 декабря в ходе проведения школьного клубного дня.

«Всё-таки отношение к Сталинградской битве — это всё-таки воспитание в семье. Дети здесь сидят 30 человек, они все разные. И учительница говорит одно и то же. Но у каждого ребёнка своё отношение к тому, что она говорит, потому что воспитание, отношение к семье, к дому, к войне, к базовым ценностям — на 80% они зависят от семьи», — сказала она.

«Он же олимпиадник именно по предмету. Он когда писал олимпиаду, показывал свои знания. А когда выступал в Германии, он показывал своё отношение. Это разные вещи», — заключила заместитель директора.

В школе №867 корреспондентам рассказали, что на четыре школьные здания у них 127 кружков.

На вопрос о последствиях объединения школ и формировании образовательных холдингов в Москве в школе №867 ответили, что «у учителя больше учеников не становится», хоть заместитель директора теперь не знает уже всех детей поименно. Проводимые завучем мероприятия теперь проводятся для всех филиалов школы, входящих в комплекс, по единой методике, но в каждой школе остаются свои особенности. Директор Людмила Островская отметила, что себя менеджером не считает, ей это слово не близко, а в «этом кабинете мы видим прежде всего ребенка». За 30 лет работы директора в школе, как считает Островская, сильных изменений нет, но теперь для ребенка есть больше возможностей.


Директор школы №1929 Владимир Щербань: «Мировая практика показала, что укрупнение образовательных комплексов ни к какой беде не ведет». При этом он подчеркнул, что есть некоторая граница, когда «надо сказать стоп», и этот уровень зависит не от количества обучающихся, а от возможностей управляющей команды. В свою очередь, проводимое укрупнение, по его словам, может предоставлять большие образовательные возможности, а также в большей степени работать «как социальный лифт», по сравнению с маленькой и, может быть, более уютной организацией. В большой структуре директор не всегда уже является педагогом, но задача любого директора — формирование административной команды, считает Щербань.
«Всё, что делается сейчас в образовательных комплексах, имеет более массовый проектный характер, который затрагивает все сферы. Поэтому, если правильно к этому вопросу подходить, то ни один не останется без внимания, и деятельность будет организована. При этом не важно — для двух человек или для двух классов», — сказал он. Директор уточнил, что это требует несколько других компетенций, потому что меняются требования времени, а вместе с этим меняются дети.

Корреспондент: При укрупнении школ нередки случаи разрушения складывавшихся годами педагогических коллективов. Как вам удалось решить эту проблему?
Директор ГБПОУ «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий Царицыно» Н. Седова: У нас удалось сохранить коллективы. Я больше скажу, у нас сейчас в колледже работает порядка 25% наших бывших выпускников, которые закончили ВУЗы и пришли к нам преподавать. Это говорит о том, что здесь им было хорошо, комфортно. Они вернулись, действительно, в родные стены. Это очень хороший показатель. Мы не потеряли наших опытных преподавателей — наш костяк — но у нас происходит хорошая ротация кадров и хорошее обновление. На мой взгляд, это очень важно.

Корреспондент: В последнее время прошло объединение школ в крупные центры, в том числе и ваш колледж, возникла ситуация, что современный директор не столько учитель, сколько менеджер. Как вы относитесь к этой ситуации? Как это повлияло на образовательный процесс?
Директор ГБПОУ «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий Царицыно» Н. Седова: В нашем конкретном случае мы все только выиграли, потому что мы объединили интеллектуальные ресурсы, мы объединили материальные ресурсы, все три отделения прекрасно дополняют друг друга. У нас появилось больше возможностей и с точки зрения использования ИТ-технологий, и потому что другие два учреждения сопряжены с WorldSkills, FutureSkills. Это помогает и нашему отделению в том числе, подтянуть эту составляющую. Я бы не сказала, что моя роль заключается только в управлении. Я по-прежнему встречаюсь со студентами, я всегда с ними в открытом диалоге. Вопросы воспитания и педагогики не ушли на задний план.

Корреспондент: Что нужно сделать, уже делается, чтобы история со школьниками из Нового Уренгоя не повторилась? Как ведётся образовательная работа у вас в Школе?
Директор ГБПОУ «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий Царицыно» Н. Седова: Я не знаю о ситуации со школьниками из Нового Уренгоя. Но у нас воспитательная работа ведется.
У нас есть проект, которые реализуется уже больше 15-ти лет. Ежегодно мы издаем книгу памяти, которую пишут студенты, преподаватели и другие сотрудники о своих близких, которые так или иначе соприкасались с войной.
Вообще, героико-патриотическая тема нашему колледжу очень близка. Недавно проходил концерт, в котором участвовали артисты, выступавшие ранее в Донбассе перед ополченцами.

В школах №867 и №1929 родителей на разговоре с директором корреспонденты не заметили. Учителя объяснили, что все в основном пришли на мастер-классы, так как в обеих школах в Клубный день было запланировано по нескольку творческих мероприятий. Большинство студий-мастерских были посвящены подготовке к новогодним праздникам. В мастер-классах участвовали родители и дети.
В беседе с директорами школ №867 и №1929 был задан вопрос по выступлению Николая из Уренгоя в бундестаге.
Директор школы №867 Людмила Островская отметила, что ей ближе позиция, озвученная пресс-секретарем президента Дмитрием Песковым, что в этой ситуации «его (Николая — прим. редакции) просто неправильно поняли» и никого «кошмарить не нужно было». Она также считает, что «ребенок ничего такого страшного не сказал» и отметила, что «сейчас мы растим людей, у которых уже нет в сердце ожесточения по поводу Великой Отечественной войны, поэтому мы здесь очень аккуратно и грамотно должны выстраивать эту работу, потому что это [другое] поколение». Людмила Тихоновна рассказала, что она сама читала доклад и считает, что его можно преподнести как в одном, так и в другом ключе. «Его выступление не было однозначным — это была ошибка, конечно», — отметила она.
Мы поговорили с директором о патриотическом воспитании школьников. Она отметила, что учителя должны направлять мысли детей в правильном направлении, но не только школа влияет на детские мысли. Телевидение и интернет нередко несут обратные сигналы и с их влиянием «бороться бывает очень сложно», подчеркнула Островская.
В школе есть музей с уникальной экспозицией, посвященной сестре милосердия Римме Михайловне Ивановой, которая за свой самоотверженный труд в Первой мировой войне стала полным георгиевским кавалером. Есть в музее и витрины, посвященные Великой Отечественной войне. Школа также проводит вместе с учениками свой малый Бессмертный полк на 9 мая. Большое количество мероприятий идет в рамках програмы департамента по патриотическому воспитанию. Со школьниками иногда проводят встречи профессиональные военные и работники спецслужб, и есть дети, которые после школы хотят идти в военные профессии.
Одним из элементов воспитания состав школы считает волонтерское движение. Школа активно помогает больным детям из Русфонда. Дети, привлекая своих родителей и учителей, собирают в огромных объемах макулатуру и на полученные деньги помогают больным детям. Также школьники курируют один из подмосковных приютов для животных.
Отвечая на тот же вопрос, директор школы №1929 Владимир Щербань отметил: «Патриотическое воспитание нельзя навязать словами. Это всегда образец, всегда поступки. Это и общение с ветеранами боевых действий, причем есть такая возможность». Он рассказал о недавнем мероприятии в храме, где Русская Православная церковь вручала правительственные награды ветеранам, и в котором участвовали школьники района. Там дети могли живьем пообщаться с ветеранами. Такой вариант наставничества, по мнению директора, работает лучше и убедительней каких-либо лекций. «Чтобы шла работа по патриотическому воспитанию, педагоги должны не только работать в рамках данной программы. Они должны нести в себе систему ценностей, которая вербально и невербально будет транслироваться обучающимся», — убежден Щербань.

В этом кабинете желающие могли посмотреть видео, где несколько специалистов рассказывали о специфике своей профессии и о том, какие изменения в ней они видят в будущем, особенно, в связи с информатизацией и роботизацией.
Отметим, что все специалисты на видео сказали, что искусственный интеллект в той или иной степени потеснит людей в их профессиональной сфере. Например, по мнению режиссера, операторы в будущем будут заменяться квадрокоптерами, а актеры — программами-имитаторами.
Стоит указать, что школа осознает этот вызов и для детей созданы кружки программирования и робототехники, а также, что значительная их доля — бесплатные. Помимо этого, по словам представителя администрации, эта тематика входит в проектную деятельность старшеклассников, а следовательно, согласно новому федеральному государственному стандарту, дети занимаются ею и в первой половине дня. При этом дети получают призы на конкурсах, а школа взаимодействуют с 12 вузами.
На самих же профориентационных мероприятиях в одном кабинете мы услышали мнение учителя, что навыки программирования работодатели станут требовать во всех профессиях, а в соседнем, со ссылкой на Сколково, — что российские школы должны выпускать «цифровых гуманитариев», а «технарей» миру обеспечит Индия.
Мы поинтересовались у куратора отделения, как сокращение количества классических произведений и авторов-классиков в программе по литературе, например, Толстого, соотносится с выпуском пусть цифровых, но гуманитариев. Представитель администрации ответила, что сложно оценивать любые инновации, что общество «возможно, неготово» к резким изменениям в такой консервативной сфере, как образование и что мы можем неверно оценивать будущие тенденции. Ирина Новикова подчеркнула, что они не говорят о том, чтобы убрать Толстого, но что «школа не может оторваться от жизни настолько, чтобы, как говорится, там у нас был век цифровых технологий, а здесь у нас каменный век: перо и чернильница».

На самом сайте гимназии 1576 информация о месте и времени проведения мероприятия указана верно и объявление о нем датируется 10 декабря. В школе проходит сразу несколько мероприятий для взрослых и детей. Наши корреспонденты побывали на профориентационном мероприятии «Профессии наших детей и внуков. Предпрофессиональное образование в школе». После этого они подошли за пояснениями к куратору корпуса № 4 Новиковой Ирине Владимировне, которая ответила на несколько вопросов. Директор школы от комментариев отказалась.

По информации на сайте департамента, в ГБОУ «Школа № 1590» должен был пройти мастер-класс и концерт на тему «Народный фольклор как средство патриотического воспитания» с 12:00 до 13:30 по адресу Фестивальная улица, дом 69.
Наш корреспондент в 13:10 обнаружил, что школа закрыта с 3 сторон. В соседнем здании, которое также относится к этому учреждению, и которое ошибочно было отнесено к гимназии 1576 на сайте департамента (Фестивальная улица, дом 23а) охранник по переговорному устройству в калитке сообщил, что у них в здании было только мероприятие для ветеранов с 10 утра, но оно уже закончилось.

В московской школе № 2083 мероприятие носило торжественно-отчетный характер. Директор и заместители в течение полутора часов рассказывали о детских садах, конкурсах, олимпиадах и соревнованиях. В конце было заявлено, что даны ответы на все вопросы, заданные при регистрации. Вопрос нашего корреспондента проигнорировали, а задавать вопросы с места не дали. Было также рекомендовано присылать вопросы на электронную почту директора и заместителей.
На вопрос про ситуацию с патриотическим воспитанием, беспокоящую многих в связи с недавним выступлением российского школьника в бундестаге, зам. директора ответила, что в школе есть поисковый отряд, руководитель его приходит на уроки.
Стоит также отметить, что несмотря на воскресный день дети находятся в школе и пишут олимпиаду по истории.

В ГБПОУ «Колледж ―Царицыно», придя на «открытый диалог» с директором, корреспондент попал на концерт. Вопросы директору было предложено задать письменно. Однако побеседовать все-таки удалось — после концерта. Следите за сообщениями трансляции!

В школе №2083 на встречу с директором пришло порядка 100 человек. На мероприятии «Педагогическая гостиная „Формула успеха“ — вместе обучаемся, развиваемся и сотрудничаем» рекламируют «Московскую электронную школу», разыгрывая театральные сценки. Благостную картину нарушило выступление родительницы, которая задала вопрос: неужели кто-то считает, что гаджеты полезны нашим детям? По словам директора, деваться нам от этого некуда.

Корреспондент отметил, что людей свободно пропускали. В другом случае корреспондент столкнулся с трудностями на входе, которые, однако, разрешились по приезду директора.

Большинство школ анонсировали свои мероприятия Клубного дня на официальном сайте. При этом в списке мероприятий на официальном сайте мэра Москвы есть неточности. Корреспондент, отправившийся в гимназию №1576, обнаружил, приехав по указанному адресу, гимназию №1590.

Ранее эксперты сообщали, что Клубный день готовился в спешке. По-настоящему его подготовка началась с середины недели после «пинка» московского руководства.

Московские школы подготовились к Клубному дню по-разному. Родительница, чей ребенок учится в школе № 1507, узнала о Клубном дне от корреспондента ИА Красная Весна: объявления о мероприятии в школе не было. На официальном сайте школы его также обнаружить не удалось. В списке мероприятий на сайте правительства Москвы проанонсирован дискуссионный клуб «Наши результаты в нашем единстве».

Родительница также сообщила, что 12 декабря в школе было объявлено о родительском собрании без указания темы. В результате на это собрание пришел всего один представитель родительского комитета, в то время как обсуждалось — переформатирование шестых классов в профильные и общеобразовательные!