1. Социальная война
  2. Встречи с директорами московских школ 17 декабря 2017 г.
Онлайн-трансляция ИА Красная Весна / Обновлено в 

Клубный день в московских школах. Прямая трансляция

Образование © ИА Красная Весна
Образование © ИА Красная Весна

17 декабря московские школы открываются для всех, кто хочет поговорить с директорами, учителями и экспертами о наболевшем. Обсуждать проблемы российского образования отправились корреспонденты ИА Красная Весна.

Сначала новые сообщения / в хронологическом порядке

Московские школы подготовились к Клубному дню по-разному. Родительница, чей ребенок учится в школе № 1507, узнала о Клубном дне от корреспондента ИА Красная Весна: объявления о мероприятии в школе не было. На официальном сайте школы его также обнаружить не удалось. В списке мероприятий на сайте правительства Москвы проанонсирован дискуссионный клуб «Наши результаты в нашем единстве».

Родительница также сообщила, что 12 декабря в школе было объявлено о родительском собрании без указания темы. В результате на это собрание пришел всего один представитель родительского комитета, в то время как обсуждалось — переформатирование шестых классов в профильные и общеобразовательные!

Большинство школ анонсировали свои мероприятия Клубного дня на официальном сайте. При этом в списке мероприятий на официальном сайте мэра Москвы есть неточности. Корреспондент, отправившийся в гимназию №1576, обнаружил, приехав по указанному адресу, гимназию №1590.

Ранее эксперты сообщали, что Клубный день готовился в спешке. По-настоящему его подготовка началась с середины недели после «пинка» московского руководства.

В школе №2083 на встречу с директором пришло порядка 100 человек. На мероприятии «Педагогическая гостиная „Формула успеха“ — вместе обучаемся, развиваемся и сотрудничаем» рекламируют «Московскую электронную школу», разыгрывая театральные сценки. Благостную картину нарушило выступление родительницы, которая задала вопрос: неужели кто-то считает, что гаджеты полезны нашим детям? По словам директора, деваться нам от этого некуда.

Корреспондент отметил, что людей свободно пропускали. В другом случае корреспондент столкнулся с трудностями на входе, которые, однако, разрешились по приезду директора.

В ГБПОУ «Колледж ―Царицыно», придя на «открытый диалог» с директором, корреспондент попал на концерт. Вопросы директору было предложено задать письменно. Однако побеседовать все-таки удалось — после концерта. Следите за сообщениями трансляции!

В московской школе № 2083 мероприятие носило торжественно-отчетный характер. Директор и заместители в течение полутора часов рассказывали о детских садах, конкурсах, олимпиадах и соревнованиях. В конце было заявлено, что даны ответы на все вопросы, заданные при регистрации. Вопрос нашего корреспондента проигнорировали, а задавать вопросы с места не дали. Было также рекомендовано присылать вопросы на электронную почту директора и заместителей.
На вопрос про ситуацию с патриотическим воспитанием, беспокоящую многих в связи с недавним выступлением российского школьника в бундестаге, зам. директора ответила, что в школе есть поисковый отряд, руководитель его приходит на уроки.
Стоит также отметить, что несмотря на воскресный день дети находятся в школе и пишут олимпиаду по истории.

По информации на сайте департамента, в ГБОУ «Школа № 1590» должен был пройти мастер-класс и концерт на тему «Народный фольклор как средство патриотического воспитания» с 12:00 до 13:30 по адресу Фестивальная улица, дом 69.
Наш корреспондент в 13:10 обнаружил, что школа закрыта с 3 сторон. В соседнем здании, которое также относится к этому учреждению, и которое ошибочно было отнесено к гимназии 1576 на сайте департамента (Фестивальная улица, дом 23а) охранник по переговорному устройству в калитке сообщил, что у них в здании было только мероприятие для ветеранов с 10 утра, но оно уже закончилось.

На самом сайте гимназии 1576 информация о месте и времени проведения мероприятия указана верно и объявление о нем датируется 10 декабря. В школе проходит сразу несколько мероприятий для взрослых и детей. Наши корреспонденты побывали на профориентационном мероприятии «Профессии наших детей и внуков. Предпрофессиональное образование в школе». После этого они подошли за пояснениями к куратору корпуса № 4 Новиковой Ирине Владимировне, которая ответила на несколько вопросов. Директор школы от комментариев отказалась.

В этом кабинете желающие могли посмотреть видео, где несколько специалистов рассказывали о специфике своей профессии и о том, какие изменения в ней они видят в будущем, особенно, в связи с информатизацией и роботизацией.
Отметим, что все специалисты на видео сказали, что искусственный интеллект в той или иной степени потеснит людей в их профессиональной сфере. Например, по мнению режиссера, операторы в будущем будут заменяться квадрокоптерами, а актеры — программами-имитаторами.
Стоит указать, что школа осознает этот вызов и для детей созданы кружки программирования и робототехники, а также, что значительная их доля — бесплатные. Помимо этого, по словам представителя администрации, эта тематика входит в проектную деятельность старшеклассников, а следовательно, согласно новому федеральному государственному стандарту, дети занимаются ею и в первой половине дня. При этом дети получают призы на конкурсах, а школа взаимодействуют с 12 вузами.
На самих же профориентационных мероприятиях в одном кабинете мы услышали мнение учителя, что навыки программирования работодатели станут требовать во всех профессиях, а в соседнем, со ссылкой на Сколково, — что российские школы должны выпускать «цифровых гуманитариев», а «технарей» миру обеспечит Индия.
Мы поинтересовались у куратора отделения, как сокращение количества классических произведений и авторов-классиков в программе по литературе, например, Толстого, соотносится с выпуском пусть цифровых, но гуманитариев. Представитель администрации ответила, что сложно оценивать любые инновации, что общество «возможно, неготово» к резким изменениям в такой консервативной сфере, как образование и что мы можем неверно оценивать будущие тенденции. Ирина Новикова подчеркнула, что они не говорят о том, чтобы убрать Толстого, но что «школа не может оторваться от жизни настолько, чтобы, как говорится, там у нас был век цифровых технологий, а здесь у нас каменный век: перо и чернильница».

В школах №867 и №1929 родителей на разговоре с директором корреспонденты не заметили. Учителя объяснили, что все в основном пришли на мастер-классы, так как в обеих школах в Клубный день было запланировано по нескольку творческих мероприятий. Большинство студий-мастерских были посвящены подготовке к новогодним праздникам. В мастер-классах участвовали родители и дети.
В беседе с директорами школ №867 и №1929 был задан вопрос по выступлению Николая из Уренгоя в бундестаге.
Директор школы №867 Людмила Островская отметила, что ей ближе позиция, озвученная пресс-секретарем президента Дмитрием Песковым, что в этой ситуации «его (Николая — прим. редакции) просто неправильно поняли» и никого «кошмарить не нужно было». Она также считает, что «ребенок ничего такого страшного не сказал» и отметила, что «сейчас мы растим людей, у которых уже нет в сердце ожесточения по поводу Великой Отечественной войны, поэтому мы здесь очень аккуратно и грамотно должны выстраивать эту работу, потому что это [другое] поколение». Людмила Тихоновна рассказала, что она сама читала доклад и считает, что его можно преподнести как в одном, так и в другом ключе. «Его выступление не было однозначным — это была ошибка, конечно», — отметила она.
Мы поговорили с директором о патриотическом воспитании школьников. Она отметила, что учителя должны направлять мысли детей в правильном направлении, но не только школа влияет на детские мысли. Телевидение и интернет нередко несут обратные сигналы и с их влиянием «бороться бывает очень сложно», подчеркнула Островская.
В школе есть музей с уникальной экспозицией, посвященной сестре милосердия Римме Михайловне Ивановой, которая за свой самоотверженный труд в Первой мировой войне стала полным георгиевским кавалером. Есть в музее и витрины, посвященные Великой Отечественной войне. Школа также проводит вместе с учениками свой малый Бессмертный полк на 9 мая. Большое количество мероприятий идет в рамках програмы департамента по патриотическому воспитанию. Со школьниками иногда проводят встречи профессиональные военные и работники спецслужб, и есть дети, которые после школы хотят идти в военные профессии.
Одним из элементов воспитания состав школы считает волонтерское движение. Школа активно помогает больным детям из Русфонда. Дети, привлекая своих родителей и учителей, собирают в огромных объемах макулатуру и на полученные деньги помогают больным детям. Также школьники курируют один из подмосковных приютов для животных.
Отвечая на тот же вопрос, директор школы №1929 Владимир Щербань отметил: «Патриотическое воспитание нельзя навязать словами. Это всегда образец, всегда поступки. Это и общение с ветеранами боевых действий, причем есть такая возможность». Он рассказал о недавнем мероприятии в храме, где Русская Православная церковь вручала правительственные награды ветеранам, и в котором участвовали школьники района. Там дети могли живьем пообщаться с ветеранами. Такой вариант наставничества, по мнению директора, работает лучше и убедительней каких-либо лекций. «Чтобы шла работа по патриотическому воспитанию, педагоги должны не только работать в рамках данной программы. Они должны нести в себе систему ценностей, которая вербально и невербально будет транслироваться обучающимся», — убежден Щербань.

Корреспондент: Что нужно сделать, уже делается, чтобы история со школьниками из Нового Уренгоя не повторилась? Как ведётся образовательная работа у вас в Школе?
Директор ГБПОУ «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий Царицыно» Н. Седова: Я не знаю о ситуации со школьниками из Нового Уренгоя. Но у нас воспитательная работа ведется.
У нас есть проект, которые реализуется уже больше 15-ти лет. Ежегодно мы издаем книгу памяти, которую пишут студенты, преподаватели и другие сотрудники о своих близких, которые так или иначе соприкасались с войной.
Вообще, героико-патриотическая тема нашему колледжу очень близка. Недавно проходил концерт, в котором участвовали артисты, выступавшие ранее в Донбассе перед ополченцами.

Корреспондент: В последнее время прошло объединение школ в крупные центры, в том числе и ваш колледж, возникла ситуация, что современный директор не столько учитель, сколько менеджер. Как вы относитесь к этой ситуации? Как это повлияло на образовательный процесс?
Директор ГБПОУ «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий Царицыно» Н. Седова: В нашем конкретном случае мы все только выиграли, потому что мы объединили интеллектуальные ресурсы, мы объединили материальные ресурсы, все три отделения прекрасно дополняют друг друга. У нас появилось больше возможностей и с точки зрения использования ИТ-технологий, и потому что другие два учреждения сопряжены с WorldSkills, FutureSkills. Это помогает и нашему отделению в том числе, подтянуть эту составляющую. Я бы не сказала, что моя роль заключается только в управлении. Я по-прежнему встречаюсь со студентами, я всегда с ними в открытом диалоге. Вопросы воспитания и педагогики не ушли на задний план.

Корреспондент: При укрупнении школ нередки случаи разрушения складывавшихся годами педагогических коллективов. Как вам удалось решить эту проблему?
Директор ГБПОУ «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий Царицыно» Н. Седова: У нас удалось сохранить коллективы. Я больше скажу, у нас сейчас в колледже работает порядка 25% наших бывших выпускников, которые закончили ВУЗы и пришли к нам преподавать. Это говорит о том, что здесь им было хорошо, комфортно. Они вернулись, действительно, в родные стены. Это очень хороший показатель. Мы не потеряли наших опытных преподавателей — наш костяк — но у нас происходит хорошая ротация кадров и хорошее обновление. На мой взгляд, это очень важно.

На вопрос о последствиях объединения школ и формировании образовательных холдингов в Москве в школе №867 ответили, что «у учителя больше учеников не становится», хоть заместитель директора теперь не знает уже всех детей поименно. Проводимые завучем мероприятия теперь проводятся для всех филиалов школы, входящих в комплекс, по единой методике, но в каждой школе остаются свои особенности. Директор Людмила Островская отметила, что себя менеджером не считает, ей это слово не близко, а в «этом кабинете мы видим прежде всего ребенка». За 30 лет работы директора в школе, как считает Островская, сильных изменений нет, но теперь для ребенка есть больше возможностей.


Директор школы №1929 Владимир Щербань: «Мировая практика показала, что укрупнение образовательных комплексов ни к какой беде не ведет». При этом он подчеркнул, что есть некоторая граница, когда «надо сказать стоп», и этот уровень зависит не от количества обучающихся, а от возможностей управляющей команды. В свою очередь, проводимое укрупнение, по его словам, может предоставлять большие образовательные возможности, а также в большей степени работать «как социальный лифт», по сравнению с маленькой и, может быть, более уютной организацией. В большой структуре директор не всегда уже является педагогом, но задача любого директора — формирование административной команды, считает Щербань.
«Всё, что делается сейчас в образовательных комплексах, имеет более массовый проектный характер, который затрагивает все сферы. Поэтому, если правильно к этому вопросу подходить, то ни один не останется без внимания, и деятельность будет организована. При этом не важно — для двух человек или для двух классов», — сказал он. Директор уточнил, что это требует несколько других компетенций, потому что меняются требования времени, а вместе с этим меняются дети.

В школе №867 корреспондентам рассказали, что на четыре школьные здания у них 127 кружков.


Основная ответственность за эффект «Коли из Уренгоя» лежит на семье ребёнка, заявила заместитель директора Курчавской школы по дошкольному образованию Новикова Жанна 17 декабря в ходе проведения школьного клубного дня.

«Всё-таки отношение к Сталинградской битве — это всё-таки воспитание в семье. Дети здесь сидят 30 человек, они все разные. И учительница говорит одно и то же. Но у каждого ребёнка своё отношение к тому, что она говорит, потому что воспитание, отношение к семье, к дому, к войне, к базовым ценностям — на 80% они зависят от семьи», — сказала она.

«Он же олимпиадник именно по предмету. Он когда писал олимпиаду, показывал свои знания. А когда выступал в Германии, он показывал своё отношение. Это разные вещи», — заключила заместитель директора.

О платных и бесплатных кружках в школе №1929 на вопрос корреспондента ответил директор Владимир Щербань. «Подготовки к ЕГЭ у нас в принципе не существует, поскольку любой обучающийся, нормально осваивающий образовательные программы на уровне среднего общего образования, способен сдать эти экзамены», — заявил Щербань. Все остальное — расширение за пределы учебников, и здесь есть как бюджетные, так и внебюджетные занятия по такому дополнительному образованию. «Соотношение у нас сейчас почти равное, причем перевес в сторону бюджетных курсов», — сказал директор, уточнив, что занятия на бюджетной основе составляют около 55%, на внебюджетной — примерно 45%. Он рассказал, что в школе есть и планируются занятия, находящиеся «рядом» с предметными областями. В качестве примеров бюджетных программ он привел «Курс юного химика», в котором ребята в числе прочего выделяют хлорофилл, делают вытяжки из растений, работают с индикаторами, а также программу «Полет на Марс» — дети посещают Московский планетарий. «Качественное техническое образование, поскольку мы очень заинтересованы в развитии данного направления, мы делаем на бюджете», — рассказал Щербань. Среди других бесплатных востребованных кружков в школе есть шахматы, изобразительное искусство, керамика, бисероплетение и даже туризм.
Из внебюджетных направлений Щербань рассказал о расширенных курсах биологии и химии, читаемых педагогами мединститута. Спортивные секции тоже в основном платные, отметил директор, уточнив, что стоимость их невысокая. При этом для многодетных семей, по его словам, есть скидка порядка 60%, а по отдельным обращениям Управляющий совет может принять решение о бесплатном посещении секции.

В школах №867 и №1929 корреспонденты спросили о том, как при отсутствии в штате школы медицинского персонала теперь решаются вопросы со здоровьем детей.
Директора ответили, что, несмотря на отсутствие медсестры в штате, она в школе есть. Кроме того, по их словам, разработаны четкие инструкции, как поступать в случае болезни и травм ребенка, при возникновении таких случаев всегда вызывается скорая помощь.

Кроме директоров, корреспондентам удалось пообщаться с учителями, которые имеют свое, не такое благостное мнение по поводу учебного процесса. Огромное возмущение вызывает снижение авторитета учителя. Хорошо, когда любой родитель может написать жалобу и его услышат. Но когда пишут абсолютную глупость, а после этого учителя заставляют делать объемное объяснение очевидных вещей, это угнетающе.

Родитель не должен рассказывать учителям, как учить детей. При этом современная политика в сфере образования создает такую ситуацию, когда любой родитель считает своим правом поучать педагогов. Некоторые учителя отмечают, что учитель должен иметь активную патриотическую гражданскую позицию. Но современное школьное образование, в котором воспитательная функция минимизирована, ограничивает возможность педагога транслировать эту позицию и даже спорить с детьми, не подвергаясь риску последующих жалоб и разбирательств с родителями.
Учителя отмечают очень высокую загруженность и необходимость готовиться к множеству самых разных мероприятий. Они вынуждены по шесть-семь дней проводить в школе на занятиях, а ведь нужно еще и к урокам качественно готовиться!
Ярый протест учителей вызывает деятельность Директора Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки РФ Исаака Калины, который, по словам педагогов, «опускает» директоров школ на совещаниях по любым глупейшим поводам. В результате руководители не готовы защищать учителей, так как боятся получить страшный нагоняй от Калины. Учителя считают, что И. Калина проводит политику снижения авторитета учителя и пытается окончательно закрепить за ним роль работника, оказывающего ученикам услуги. В результате падения авторитета учителя ребенок попадает под влияние деструктивных личностей, таких, например, как блогер Навальный, его оказывается легко втянуть в суицидальные сетевые игры (нашумевший «Синий кит»). 

Учителя приветствуют стенгазету «Шаги истории», которую выпускает общественная организация защиты семьи «Родительское Всеросийское Сопротивление». Педагоги сообщили, что с удовольствием пользуются газетой и мечтают об организации патриотических уголков или коридоров воинской славы. При этом очень важным учителя считают, что подобные места в школе обязательно должны быть как-то выделены, освещены, чтобы имелась возможность проводить там уроки истории, а не просто хранить материалы в дальнем углу в темноте для галочки.

В школе № 1874 на северо-западе Москвы в актовом зале прошли театральные постановки спектаклей театра-студии «МАСка». Показали «Барышню-крестьянку» и шуточный спектакль с отсылкой к «Ревизору» Гоголя. В перерыве между спектаклями была представлена презентация о программах дополнительного образования, реализуемых в школе. Согласно представленным данным, в школе 82 программы доп. образования реализуются за счет бюджета и 39 программ — платные. Преподаватель музыки и, по совместительству, руководитель театра-студии, которая была ведущей Клубного дня в школе рассказала, что все бесплатные программы являются полноценными кружками, в них занимается абсолютное большинство школьников. На ее взгляд, все востребованные кружки являются бесплатными, в частности, популярные кружки по программированию идут только за счет бюджета.

«Вышел я из школы с ощущением, как будто меня до отвала накормили халвой, причем без чая. Все у нас хорошо, все важные кружки бесплатно, в случае угрозы здоровья немедленно вызваем скорую помощь, с телефонами на уроках боремся, до минимальной зарплаты учителю хватает 25 часов в неделю, И вроде неплохая женщина (учитель, выступавший на Клубном дне, — прим. ИА Красная Весна), видно, что дети ее любят, воспитанные, а она испуганная какая-то, она со мной общалась, как с начальником, при котором ни в коем случае нельзя выносить сор из избы, все хорошо, у нас все хорошо», — поделился один из корреспондентов своими впечатлениями.

Корреспонденты ИА Красная Весна узнали, что в школах есть учителя, которые занимаются патриотическим воспитанием намеренно бесплатно, потому что не хотят лишней писанины и отчетности. Они осуществляют учебный процесс так, как считают правильным, и не дожидаются указаний.

Корреспондент ИА Красная Весна узнал мнение директора школы № 345 Натальи Тверской об утверждении Макаренко, что директор должен быть главным педагогом в школе и должен знать всех детей.
«Всему свое время. Когда школа была небольшая, по 300 человек в школе, и главная задача директора была педагогическая, то это совершенно правильно. Любой директор должен был знать каждого ребенка в лицо. Он — педагог педагогов. Выбирали лучшего, самого опытного педагога. И поэтому он был педагогом и для учителей, и для родителей, и для детей. Задача перед ним ставилась одна. На сегодняшний день задача перед директором ставится другая. Это создание условий, чтобы вся эта система работала. Поэтому директор не может всех знать, у него другие задачи. Поэтому у меня есть в каждом учреждении главный администратор, — мини директор, — у которого задачи чисто педагогические. Вот он как раз каждого ребенка все-таки знает. А в мои функции входят стратегические задачи».

В беседе с корреспондентом ИА КВ член Управляющего совета школы №345, депутат Совета депутатов Басманного округа Олег Эстон обосновал укрупнение образовательных комплексов возможным исчезновением школы как таковой при сегодняшних мировых инвестициях в удаленное образование.
«Я с удивлением узнал, что больше всего международных финансов сейчас вкладывается в удаленное образование. Т.е. сейчас в передовых странах мира целая тенденция обучения удаленно. Технологии все совершенствуются и совершенствуются, а денег туда вкладывается все больше и больше. Специалисты посчитали, что, вполне вероятно, через 30 лет школа исчезнет как таковая при таких инвестициях. И учитель исчезнет. Человек будет покупать программный продукт, очень дорогой, созданный такими корпорациями, как Microsoft, который будет называться «курс математики, 1-й класс», который будет и интерактивный, и с помощью мультиков, и с помощью всего. Может так сложиться, что через 30 лет родители проголосуют за удаленное образование на дому. Будут родители, которые скажут: «Программный продукт гораздо лучше учит, чем какая-то Любовь Васильевна, которая что-то может сказать, что-то не сказать. Плюс интерес ребенка». Эти программные продукты уже сейчас так раскупаются, что мы через 30 лет можем прийти к тому, что в школу придут 3 человека. Мир настолько быстро меняется, что о многих вещах, тенденциях и вызовах мы — родители — можем даже и не знать. Почему объединили школы? Правильно это или нет? Я думаю, что правильно. Хотя у нас — у родителей — на поверхности есть ощущение, что неправильно».

Директор школы № 90 для детей с особенностями развития в беседе с нашим корреспондентом дал подробные ответы о существовании дополнительного бесплатного образования со скидками для матерей-одиночек и т.п. Особый уклон в этой школе делается на трудовое воспитание детей: есть столярные, слесарные, картонажные мастерские.

Особо хочется отметить, что дети со средней степенью умственной отсталости и тяжелой обучаются в разных зданиях и не мешают друг другу в образовательном процессе.

Дети этой школы с ослабленным здоровьем — за ними следит медсестра и 2 раза в неделю приходит врач, по необходимости, вызывают скорую помощь, предупредив родителей.

В школе учится некоторое количество детей из Детского дома, в случае осуществления опеки над ребенком, он не прерывает обучение в данной школе.

В ГБОУ Школа N1862 была заявлена тема встречи с родителями «Поле выбора образовательных программ (медицинский, инженерный, социально-экономический профили, математические классы, углубленное изучение английского языка)». Фактически же оказалось, что это собрание для родителей 8-х классов по подготовке формирования списков предпрофильных 9-х классов. Завуч представила содержательную презентацию о направлениях образовательных программ. Директор школы добавил, что из почти 100 московских школ только в 50 будет организовано профильное образование с поддержкой и связью с вузами. На свободные места будут принимать учеников других школ. В предыдущем году было принято 30 человек. Родители задавали множество вопросов. Собрание длилось два часа. Другие вопросы школьного образования не поднимались.

Трансляция завершена.
17 декабря корреспонденты ИА Красная Весна посетили ряд московских школ. Директорам и завучам школ были заданы вопросы о системе дополнительного образования, о создании образовательных холдингов, об исполнении майских указов президента и о патриотическом воспитании в школах.
В большинстве школ мероприятие носило отчетно-праздничный характер, были организованы концерты, экскурсии и мастер-классы. В некоторых школах беседы с гостями не проводились, а задать вопросы было предложено по электронной почте.