1. Культурная война
  2. События культурной жизни
Пермь, / ИА Красная Весна

Театральный режиссер: позиция веры в человека художественно неисчерпаема

Изображение: Кузьма Петров-Водкин. 1907
Театр. Драма.
Театр. Драма.

В театральном искусстве позиция веры в человека вообще и в конкретного человека — актера, художественно неисчерпаема, заявил режиссер Владимир Берзин. Его высказывание опубликовано 17 августа на сайте пермского театра «У Моста».

Владимир Берзин на примере спектаклей, поставленных художественным руководителем пермского театра «У Моста» Сергеем Федотовым, попытался осмыслить феномен русского психологического театра.

«Русскую психологическую театральную школу иногда называют реалистической. Реализм надо понимать как способ рассказа о метафизической картине мира средствами видимой реальности, и это очень сложное искусство. Мне кажется, что это и делает Федотов, и у него это получается. Тогда Станиславский и Михаил Чехов взаимно дополняют друг друга. Тогда возникает тайна, которая завораживает меня, как зрителя», — отмечает Берзин.

Он считает, что именно в этом заключается ключ к природе существования актеров в спектакле Сергея Федотова «На дне», поставленном по одноименной пьесе Максима Горького. «Актеры берут энергию не в социальной или психологической ситуации, а в русском космосе, но воплощают через психологию и отношения, и у них это реально происходит на сцене», — подчеркивает режиссер.

Владимир Берзин считает, что создание на сцене театра спектаклей, достойных самой высокой оценки, зависит не только от усилий режиссера. По его мнению, актер должен научиться брать ответственность за роль на себя, и данное качество культивируется в труппе театра «У Моста». «В подготовке спектакля актеры проводят большую самостоятельную работу и не только индивидуально, но группой. Они самостоятельно готовят показы. Проводят тренинги. Что-то похожее было в театре Анатолия Васильева. Это требует от актера большой дисциплины и самодисциплины. И она существует в этом театре», — отмечает Берзин.

Он связывает подобные творческие результаты с крепкими студийными традициями, которые сохраняются в театре «У Моста», где актеры участвуют в монтаже декораций и готовят реквизит к спектаклю. Берзин обращает внимание на то, что актер в таком театре не наемный сотрудник, а член семьи, которому создают все необходимые возможности для творческого развития и помогают войти в идущий репертуар.

«В конечном итоге важно понимать, про что говорит театр — про космос или про хаос. Про хаос более-менее понятно, он вокруг, а космос надо открыть, увидеть, в него надо верить. Федотову свойственна вера в человека вообще и в конкретного человека — актера. И эта позиция художественно неисчерпаема», — подчеркивает Берзин.

Напомним, что театр «У Моста» — это авторский театр, созданный Сергеем Федотовым в Перми в 1988 году. В этом году театру исполняется 30 лет. Коллектив театра стремится сохранять и продолжать лучшие традиции русского психологического театра, совмещая в себе идею репертуарного театра и театра-лаборатории. Спектакли, поставленные заслуженным артистом России, заслуженным деятелем искусств РФ, художественным руководителем Сергеем Федотовым в театре «У Моста», были показаны на 169 театральных фестивалях и были отмечены многочисленными национальными и международными наградами.