Прощай, «золотой век» алкоголя! — The Economist

COVID-19 пока не стал полномасштабной катастрофой для алкогольного бизнеса. Скорость, с которой запасы вин и спиртных напитков в буфете обозревателя журнала The Economist сократились за последние недели, доказывает, что выпивка — это способ не только отпраздновать хорошие времена, но и пережить плохие, пишет он в номере за 23 мая. Продажи алкоголя для домашнего потребления резко выросли. Тем не менее, даже если по завершении блокировки поводов для отложенного спроса на «социальную смазку» будет много, золотой век выпивки, вероятно, закончился.

Прежде всего, причинами этого являются социальная дистанцированность и экономические трудности. Первая может иметь более пагубное воздействие на производителей вина и крепких спиртных напитков. Они в подавляющем большинстве полагаются на бары, ночные клубы и магазины беспошлинной торговли, где наценки в 30% являются обычным явлением, чтобы побудить потребителей экспериментировать с более дорогими напитками.

Продолжающееся нормирование ресторанных площадей, спортивных и массовых развлечений еще больше снизит продажи пива, вина и шампанского. Чтобы восстановиться после этих шагов в отсутствие вакцины могут потребоваться годы, замечает Марк Мик, который руководит отраслевой аналитической компанией IWSR Drinks Market Analysis.

Экономическая ситуация — это вторая беда. Она, вероятно, повредит пивоварам больше, чем другим компаниям по производству напитков. Так, по крайней мере, было во время финансового кризиса десять лет назад, когда продажи пива и сидра с 6% роста в 2007 году показали падение на 1% в 2009 году.

Карантин и его последствия ставят в наиболее уязвимое положение компании «крафтовых» напитков. Некоторые из них были куплены промышленными гигантами, но многие все еще торгуют в своих собственных небольших помещениях, что затрудняет привлечение клиентов, дистанцирующихся от общества. Даже в хорошие времена многие едва покрывали свои расходы.

Мелкие по объемам производства, они не имеют сильных рычагов воздействия, чтобы продвигать свои товары на полки супермаркетов. Часть из них будет либо продана, либо смыта в сточную трубу, а отрасль неизбежно потеряет часть своего творческого пыла. Кроме того, на горизонте маячат две долгосрочные угрозы: демография и наркотики.

Исследования показывают, что «Поколение Z», самые старшие из которого недавно достигли возраста употребления алкоголя, гораздо реже употребляют его, чем их предшественники, говорит Хавьер Ластра из банка Berenberg. Это отразится на индустрии напитков в ближайшие годы, поскольку пик потребления алкоголя традиционно приходится на возраст от 18 до 34 лет. Отчасти в результате этого в Америке, исторически крупнейшем в мире рынке напитков, общий объем продаж алкоголя снижается уже три года подряд.

Перекрывает юношескую трезвость употребление марихуаны. В прошлогоднем докладе IWSR отмечалось, что это новая альтернатива выпивке среди молодежи. Миллениалы в Америке составили почти половину «дуалистов», которые одновременно курили травку и пили. COVID-19 в состоянии принести марихуане дополнительную пользу.

Фирмы по производству напитков могут найти некоторое утешение в Китае, где страхи по поводу COVID-19 идут на убыль. Завсегдатаи там снова выстраиваются в очередь, чтобы войти в бары. Цена акций Kweichow Moutai, самого эксклюзивного китайского бренда, продолжает расти, намекая на жажду супербогачей вкусить роскошные напитки.

Кое-где бродят слухи о том, что электронная коммерция может изменить бизнес. Утверждается, что если производители сумеют найти технологии для продажи алкоголя непосредственно потребителям, а не через супермаркеты, они смогут лучше понять, как глубже проникнуть в глотки пьющих. Безусловно, возможностей для инноваций станет больше.

Бизнес-инновации всегда манят, заключает обозреватель издания, правда, не так сильно, как проникающий в нос запах виски.