Доказана практика карательного обезображивания лиц древними англосаксами
Умышленное обезображивание лиц историческими англосаксами с целью наказания доказано британскими учеными, 1 октября сообщается в академическом журнале Antiquity.
В статье приводятся результаты комплексного анализа найденного ещё в 1960 году во время раскопок в поселении Окридж (к северу от города Бейзингсток графства Хэмпшир, Англия) человеческого черепа, принадлежавшего молодой женщине в возрасте от 15 до 18 лет. Возраст черепа, согласно радиоуглеродному анализу, 1173±24 года, что соответствует 776–899 гг. нашей эры.
Особенностью найденного черепа являются оставленные ножом отметины на лице, характер которых свидетельствует об умышленном (а не случайном) удалении носа, верхней губы и, возможно, скальпировании жертвы. Данные повреждения соответствуют описываемым в более поздних (начиная с X века) источниках формам наказания женщин-преступниц.
Так, один из пунктов второго кодекса короля Кнута (1016–1035) предписывает удаление глаз, носа, ушей, верхней губы и кожи головы за «большее преступление», нежели кража. В пункте 32.1 данного кодекса говорится о клеймении раба, признанного виновным в тяжком преступлении; статья 36 требует удаления руки за дачу ложных показаний, а статья 53 предусматривает удаление носа и ушей женщине, виновной в прелюбодеянии.
Поскольку возраст найденного черепа, как минимум, на одно столетие больше вышеупомянутого кодекса, данная находка, по-видимому, является первым археологическим доказательством данной формы наказания (путём обезображивания лица), известной в англосаксонской Англии.
Исследование состава черепа и места захоронения позволяют утверждать, что женщина была неместной для области, в которой был найден череп, а причиной смерти, судя по характеру ран, были именно нанесенные повреждения — в частности, удаление носа, которое может вызвать обильную кровопотерю, приводящую к смерти. При этом, версия о том, что женщина могла стать жертвой битвы между викингами и англосаксами, произошедшей в данной местности в 871 г. н. э., признана несостоятельной, поскольку череп обнаружен в месте, характерном для захоронений преступников и социальных изгоев (по нормам того времени).
Что касается субъекта насилия, то им могли быть представители как местной власти, так и криминала, наказавшие подобным образом свою жертву за предполагаемые преступления.
Напомним, хотя в археологии имеется достаточно доказательств умышленного (карательного) нанесения увечий конечностям «преступников», доказательств умышленных повреждений лица не так уж и много. Причиной этого является то, что при повреждении лица страдают, в основном, мягкие ткани, а следов на самом черепе практически не остается — особенно сложно доказать удаление ушей, поскольку их легко срезать острым ножом, не оставив следов на кости.
Англосаксонские письменные источники дают представление о типе увечий, предписываемых судебными/карательными инстанциями того времени: ампутация рук и ног за кражу, отрезание языка за клевету, ампутация руки за фальшивомонетничество, клеймение и т. д.