Историк: выставлять портрет Науменко в музее неэтично
Выставлять портреты коллаборационистов в музеях неэтично, считает профессор кафедры политологии и этнополитики ЮРИУ РАНХиГС, доктор исторических наук Сергей Кислицын. Об этом 23 января сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
«Науменко был атаманом в годы Гражданской войны и уже за границей способствовал передаче кубанских казачьих регалий на родину. Это всячески подчеркивается в качестве особенного подвига. Но, на мой взгляд, это большая разница: передача регалий и участие в вооруженной борьбе со своим народом. Второе значительно перевешивает, я бы даже сказал, перечеркивает его вот эти символические заслуги. Поэтому я отношусь к этому отрицательно и считаю, что, конечно, мы должны помнить такого деятеля, но выставлять его портреты в музеях, мне кажется, это неэтично по отношению к тому народу, который одержал такую тяжелую победу в этой прошедшей войне», — заявил Кислицын в интервью.
По мнению Кислицына, то, что в Государственном историческом музее повесили портрет атамана Науменко является не какой-то локальной ошибкой, а это часть процесса по обелению коллаборационистов: «Я думаю, есть такая тенденция у казакоманов различных направлений — попытаться частично реабилитировать их. Вот на Дону подчеркивают, что Краснов большой писатель был, историк, и как-то стараются уйти от того, за что он был повешен. А на Кубани вот с этим Науменко носятся. Такая тенденция есть».
Профессор относится к этой тенденции отрицательно. По его мнению, люди недопонимают и принижают значимость подвига народа. Кислицын приводит в пример 4-й Кубанский гвардейский кавалерийский казачий корпус и 5-й Донской гвардейский кавалерийский корпус, «которые покрыли себя славой, знаменами, прошли до самой Европы боевые знамена — вот это подвиги, люди отдали жизнь на победу».
Кислицын утверждает, что тенденция по обелению коллаборационистов неправильная: «Она во вред нашему народу, нашей истории. Она разрушает патриотическую нравственность. Нельзя идти по этому пути и обелять людей, которые пошли против своего народа. Конечно, у них были свои причины. Частично их можно где-то понять, но не оправдать. Деникин тоже был антибольшевиком, ненавидел сталинизм, но он не пошел на сотрудничество с нацистами. Но он понимал, о чем идет речь. Речь идет о высших ценностях. О существовании нации и российского государства. Но он не пошел сотрудничать, а эти пошли, сделали свой выбор».
Напомним, 9 января стало известно, что на проходящей в Государственном Историческом музее на Красной площади в Москве выставке о кубанском казачестве экспонируется портрет пособника нацистов атамана Науменко. Согласно данным историков, в годы Великой Отечественной войны атаман Науменко входил в Главное управление казачьих войск вермахта и Комитет освобождения народов России коллаборациониста генерала Власова.
14 и 15 января в Москве и Краснодаре активисты общественного движения «Суть времени» провели одиночные пикеты с требованием представить посетителям выставки полную информацию о жизни и деятельности атамана Науменко, либо вовсе удалить портрет с выставки. По мнению активистов, соседство портрета пособника нацистов с экспонатами о казаках-героях Великой Отечественной войны недопустимо, а отсутствие информации о предательской роли Науменко в Великую Отечественную войну фактически обеляет пособника нацистов.
17 января музей сообщил, что портрет Науменко будет снят с выставки, однако личные вещи атамана останутся на месте. Общественники продолжают настаивать на том, что необходимо либо убрать все экспонаты, относящиеся к Науменко, либо выложить полную информацию о их владельце.